В Великом Новгороде действует один из немногих оставшихся клубов юных моряков

Недавно детское учреждение дополнительного образования, где готовят будущих специалистов морского дела, отпраздновало 50-летие со дня основания.
 
Фото: «Российская газета» 

Новгородский клуб юных моряков — одно из немногих сохранившихся в России детских учреждений дополнительного образования, где готовят будущих специалистов морского дела — недавно отпраздновал свое 50-летие, сообщает «Российская газета». 

История «КЮМ» началась еще в 1960-х годах. За это время небольшой клуб в помещении Дома пионеров, организованный силами капитана Николая Геннадьевича Варухина, превратился в Морской комплекс с уникальной образовательной методикой и сложившимися традициями. 

В настоящий момент образовательное учреждение посещают около 700 детей от 9 до 18 лет. В Морском центре капитана Варухина обучение осуществляется по десяти образовательным программам: «Юнга», «Судовождение», «Судомеханика», «Электромеханика», «Парусное дело», «Старшина шлюпки», «Английский язык», «Совет музея», «Курсантский совет» и «Общефизическая подготовка». 

Внимание уделяется также историко-патриотическому воспитанию молодежи — юнморы ежегодно участвуют в мероприятиях, посвященных Дню Победы («Бессмертный полк», «Огонь вечной славы»), торжественных церемониях и тематических акциях, проводит областную военно-патриотическую смену «Отечество». 

Экскурсии стали частью образовательного процесса — учащиеся уже успели побывать в Кронштадте, где познакомились с работой судостроительной верфи, посетили монастырь на острове Валаам, а также познакомились с экспозицией Военно-Морского музея в Санкт-Петербурге. Обучение в «КЮМ» бесплатное, что немаловажно, ведь многие подопечные капитана Варухина — дети из малообеспеченных, неполных или многодетных семей. Пребывание здесь дает им возможность не только почувствовать себя частью сплоченного коллектива сверстников в атмосфере дисциплины и товарищества, но и получить качественное начальное образование. В последствии для многих выпускников бывшее хобби превращается в дело всей жизни. 

Николай Геннадьевич следит за успехами своих учеников и очень гордится ими:

«За эти годы у нас прошли обучение почти 20 тысяч ребят, порядка восьми тысяч связали свою жизнь с флотом. Во всех мировых судоходных компаниях работают наши выпускники» ― приводит газета его слова. 

Дух путешествий 

«На самом деле новгородцы издавна были заправскими моряками. Есть расхожая фраза о Петре I, прорубившем "окно в Европу". Так вот, Великий Новгород за сотни лет до Петра был воротами в Европу. Новгородцы ходили и в Балтийское, и в Азовское, и в Черное море. Знаете, как нас называли в Древней Руси? Поозеры ― ну, как поморы, только от слова "озеро". Кстати, у меня был случай ― мы с ребятами на учебном корабле попали в сильнейший шторм на Балтике. Ветер 27 метров в секунду, у меня на борту 90 душ, большинство лежит пластом. Тут подходит шведский пограничный корабль. Откуда, мол. Отвечаю ― из Новгорода. "Так мы же с вами викинги!" ― говорят шведы. И ну угощать галетами и шоколадом», ― рассказал Варухин. 

За последние десять лет ученики Морского центра совершили на учебных судах походы в Польшу, Эстонию, Швецию, неоднократно занимали призовые места на международных соревнованиях по гребле в Санкт-Петербурге. Летом 2006 года пять курсантов на учебно-плавательном судне «Крузенштерн» приняли участие в этапе кругосветного плавания по маршруту Кейптаун — Санкт-Петербург. 

 
Капитан Николай Варухин.
Фото: velikiynovgorod.bezformata.ru 

На плечи создателя образовательного центра и его команды ложатся все проблемы, связанные с приобретением и оснащением учебно-плавательных судов, у каждого из которых есть своя история: «В свое время мы приобрели в Северо-Западном пароходстве теплоход "Господин Великий Новгород". Судно класса река―море, в 1960-е годы ходило из Архангельска в Калининград. Но сейчас его класс понизили, и мы пытаемся вновь добиться разрешения на морской переход». 

«В 1998 году "Господин Великий Новгород" вышел работать с туристами и паломниками. Вот так мы стали выживать. Одновременно с туристами на борту проходили практику юные моряки. Все зарабатываемые деньги шли на перестройку и содержание "КЮМ". Надо ведь было из старого теплохода 1954 года постройки сделать «конфетку» со всеми удобствами. Мы все вместе это сделали! В 2013 году теплоход "Господин Великий Новгород" участвовал в проведении Саммита G-20 ― восьмой встречи руководителей стран "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. "Господин Великий Новгород" был судном обеспечения, а также на нем находился штаб управления и движения флотом, осуществляющим всю перевозку лиц, участвующих в Саммите. Наше учебное судно признано лучшим в России!», ― вспоминает Варухин. 

Ветеранов клуба (учебные суда «Юрий Иванов», «Пионер Леня Голиков» и «Саша Ковалев») в свое время подарили детским объединениям Москвы, Санкт-Петербурга и Старой Россы. В настоящее время в распоряжении Морского центра находятся суда «Зуек», «Михаил Балабан», «Господин Великий Новгород» и «Ильмера». 

Быть и капитаном, и папой 

За время своего существования «Морской центр капитана Варухина» обзавелся собственным причалом, маяком, спортивным комплексом и музеем, который в 2005 году был признан лауреатом на Всероссийском конкурсе лучших музеев. Тем не менее, работа клуба не обходится без препятствий, которые тормозят развитие детского центра. 

«Очень сложно стало оформлять документы. Чтобы согласовать любой рейс, нужно отправляться в Москву. Такое ощущение, что у нас сегодня всем заправляют бумаги, опыт и репутация ничего не решают. Сколько раз я ходил с ребятами в морские походы, сколько раз вытаскивал корабль из разных передряг, а теперь без сотни разрешений уже и в море не выйдешь» ― рассказал Николай Геннадьевич о своих переживаниях «РГ». 

 
Капитан Николай Варухин со своей командой.
Фото: «Российская газета» 

В 2015 году создатель и идейный вдохновитель «КЮМ» удостоился Почетной грамоты президента Российской Федерации за многолетнюю работу и достигнутые успехи. Да и опыта Николаю Геннадьевичу не занимать — более 60 лет своей жизни он посветил морскому делу, из них 50 лет ― обучению юных моряков. В октябре 2005 года в Великобритании он принял полномочия президента Международной ассоциации морских кадетов на 2006 год. 

Внушительный список наград и званий капитана Варухина включает в себя 48 медалей и почетных знаков. 

Сам он признается: «За 40 лет работы капитаном мне приходилось постоянно учиться, повышать свое образование. Профессия судоводителя очень сложная, требует подготовки, учебы, сдачи всевозможных экзаменов, прохождение тренажеров и ежегодных медкомиссий. Особые требования предъявляются к капитану учебного судна, кроме всего, он должен быть педагогом, психологом, юристом, а на учебном судне еще и мамой и папой». 

Ветераны «Кюмовского движения» 

Когда-то клубы юных моряков были открыты по всей стране. 

«Я сам загорелся этой идеей после того, как во время одного из рейсов встретил теплоход "Юнга" ленинградского КЮМа и задумался, а почему не сделать то же самое в Великом Новгороде? В местном обкоме партии на меня тогда посмотрели как на чудака, но документы в конце концов подписали. И вот ирония судьбы: сегодня в Петербурге вообще не осталось учебных судов, да и в других регионах ситуация не лучше», ― рассказывает Николай Варухин. 

 
У капитана Варухина прошли обучение почти 20 тысяч ребят. Около 8 тысяч связали свою жизнь с флотом.
Фото: «Российская газета» 

Первый всесоюзный слет юных моряков состоялся летом 1989 года в Петрозаводске. 

«Мне очень долго пришлось бы представлять всех участников. Клубов юных моряков в стране насчитывается более 130, и от двух третей из них прибыли представители. Даже с берегов Тихого океана и Иссык-Куля. Как правило, это были небольшие команды с капитаном-наставником или директором КЮМа. Почти тысяча человек. Были здесь представители ГДР, Польши и даже США. Нечто похожее на кюмовское движение есть во многих странах, и зарубежный опыт нам может быть очень полезен», ― писал тогда корреспондент советского журнала «Катера и Яхты». 

Уже тогда он отмечал проблемы детских морских объединений: «Надо отметить единое стремление — подняться на несколько ступенек выше сегодняшнего уровня КЮМов. Всех не устраивает то, что во многих клубах страны вместо плаваний и конкретного флотского ремесла ребята вынуждены ограничиваться лишь изучением плакатов и учебных пособий — флота вообще нет. Даже там, где он есть, морская практика зачастую загнана в рамки скучной программы, разработанной Государственным комитетом СССР по народному образованию. Чем дальше в КЮМах отходят от инструкций, тем интереснее, содержательнее становится жизнь. В целом же все движение утонуло в циркулярном омуте». 

«Мы имеем все основания смотреть на этих ребят как на резерв нашего флота — военного и гражданского, морского и речного. Российское мореплавание и кораблестроение были когда-то весомой составляющей нашей общей культуры, а нынче утратили много добрых традиций и свою значимость. Возродить морскую культуру, преобразовать любительский флот, помочь подрастающему поколению освоить накопленный многими поколениями опыт мореплавания — задача глобальная. Первый слет юных моряков страны эту задачу четко обозначил. Оказалось, что для ее решения есть и силы, и резервы», ― писало издание. 

Силы и резервы пока есть в запасе и у Новгородских моряков: в настоящее время для обучения юнморов созданы прекрасные условия: клуб Николая Варухина сейчас занимает целый комплекс (четыре здания на живописном берегу реки Волхов) и предоставляет обучающимся, помимо учебно-плавательных судов, кабинеты, ремонтные мастерские, эллинг, маяк, спортивный зал и собственный причал для шлюпок. 

Однако есть причины и для опасений: в 2018 году в сборе юных моряков, который традиционно организует Молодежная морская лига, приняло участие лишь 48 клубов юных моряков и других молодежных объединений общественной направленности ― количество, не имеющее ничего общего с советскими показателями. 

Не остались в стороне и юнморы «Морского центра» ― лучшие ученики клуба провели три недели в Крыму, в Международном центре «Артек», где обменялись опытом с коллегами из других стран. 

 
Московский городской Клуб насчитывал около тысячи учащихся, имел несколько судов.
Фото: Nikshkiper.ru 

«КЮМовское движение» продолжает жить. Во многом, стараниями единичных энтузиастов и настоящих фанатов своего дела. 

«Если бы таких людей, как Николай Геннадьевич, было больше, то и жили бы мы лучше. Счастье и доброта, которые он дарит людям, должны возвращаться к нему в еще большем объеме. Хочу пожелать, чтобы клуб был вечно живым», ― приводит сайт Новгородского клуба юных моряков слова выпускника образовательного центра Алексея Карнюшина.

Морской центр капитана Варухина ― образовательный центр, известный не только в России, но и за рубежом. Новгородский «КЮМ» был занесен в книгу Почета Министерства образования, а также становился лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования». 

В настоящее время клуб ― единственный представитель России в Международной ассоциации морских кадетов.

«Куда уплыли и приплыли "Клубы юных моряков"...» 

В 1950-х годах только в Москве функционировало 12 Клубов юных моряков, Детское речное пароходство, Морская школа ДОСААФ.

В Москве КЮМ назывался Клуб юных моряков, речников и полярников. Он насчитывал около тысячи учащихся, имел несколько судов, переданных Военно-морским флотом и Морского флота СССР.

 
Курсанты КЮМа на легендарной Шипке в Болгарии.
Фото: Nikshkiper.ru 

В Детском речном пароходстве было три судна типа «ОМ». Суда ходили за рубеж, на Чёрное и Балтийское моря. Ребята стояли за штурвалом с огромным энтузиазмом. 

Вскоре по всей стране стали функционировать более полутысячи Клубов юных моряков ― от западных окраин до Дальнего Востока.

В 1958 году в центре Москвы был образован Музей морского флота на Сретенке. В 1960 году он стал одним из наиболее популярных музеев Москвы. Многие курсанты, ученики школ, профессиональные специалисты морского дела знакомились с интересной экспозицией музея и находили для себя много полезного. Устраивались выездные выставки, действовал павильон «Судостроение» на ВДНХ. музей выезжал за рубеж.

В 1990-х гг. клубы, пароходства и морские школы постепенно стали упразднять.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале