В домовом храме МГУ пройдёт выставка об уничтоженном Богоявленском соборе в Дорогомилове
Церковь Богоявления Господня (1880-е годы). Вид храма с севера, со стороны Б. Дорогомиловской улицы |
14 октября 2018 г. в актовом зале домового храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова откроется выставка «Кафедральный собор Богоявления Господня в Дорогомилове. Путь к возрождению святыни».
В 2018 году отмечает пять круглых дат незаслуженно забытая святыня — храм Богоявления Господня в Дорогомилове, в 1930-х годах — кафедральный собор Московской епархии:
- 450 лет со дня основания храма (ок. 1568 г.);
- 120 лет со дня закладки нового собора (1898 г.);
- 110 лет со дня освящения нового собора (1908 г.);
- 100 лет со дня мученической кончины св. Владимира (Богоявленского), освятившего новый собор (1918 г.);
- 80 лет со дня разрушения собора (1938 г.).
Богоявленский храм, построенный при Иване Грозном, прошел исторический путь от приходской церкви ямской слободы до кафедрального патриаршего собора. Его возвели по образу храма Христа Спасителя и с этим собором он разделил судьбу (был взорван в 1938 г.), оставив после себя много загадок.
Судьба храма связана с судьбой двух будущих патриархов: митрополитов Сергия (Страгородского) и Пимена (Извекова), служение которого Церкви началось именно здесь — с пения в церковном хоре.
Здесь же художник Павел Корин сделал около двадцати эскизов к своему полотну «Русь уходящая».
С храмом связаны жития одиннадцати новомучеников и исповедников Церкви русской — от митрополита до простого прихожанина, владельца мясной лавки.
Инициативная община, возрождающая собор, более чем за десять лет своего существования собрала уникальные архивные и фотоматериалы. На выставке также будут представлены фотографии, рассказывающие о жизни общины и эскиз архитектурного проекта, разработанный архитектором Р. Цеханским.
После открытия выставки состоится чаепитие, все желающие смогут больше узнать об истории московской святыни, планах на строительство, пообщаться и включиться в жизнь общины.
В рамках выставки запланирован круглый стол «Возрождение исторических святынь Москвы» и экскурсий по экспозиции.
Начало в 12.00. Вход свободный.
Адрес: Домовой храм мц. Татианы МГУ, Большая Никитская ул., д.1. Проезд до ст. м. «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Охотный ряд», «Боровицкая».
Выставка продлится до 31 октября 2018 г.
Контакты:
Александр Антонов, староста общины, тел. +7(905)590 30 03
Наталья Шакуро, пресс-секретарь, тел. +7(903)275 84 89
E-mail: hramnavodah@mail.ru
Сайт: http://храм-богоявления-в-дорогомилово.рф
Богоявленский собор в Дорогомилове
Эту местность, Дорогомилово, сам князь Даниил Московский пожаловал своему верному боярину Ивану Дорогомилову. А когда в конце XVI века здесь поселились государевы ямщики, то они в середине XVI века и построили себе на главной улице деревянную слободскую церковь Богоявления Господня, с приделом святителя Николая Чудотворца. Она впервые упоминается в окладной книге 1625 г., как храм Богоявления в Дорогомиловской ямской слободе.
Храм Богоявления Господня (1908-1910 годы). Вид храма с севера |
Как и все Богоявленские храмы, церковь была традиционно построена у воды, близ Москвы-реки (около 400 м.): в престольный праздник на реке устраивалась «иордань», и к ней из храма торжественно направлялся крестный ход.
Прошение о строительстве каменного храма для дорогомиловских ямщиков было подано в 1712 году, но в связи с определенными трудностями он был построен к 1727 году. Во время Отечественной войны 1812 года Богоявленский храм обгорел и частично порушился.
Вскоре после Наполеона Дорогомилово посетила новая беда — холерная эпидемия 1830 года. Считается, что в благодарность за избавление от нее в Богоявленском храме в 1835 году появился второй придел в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали».
Великий 1861 год был торжественно отпразднован и в Дорогомилове. Благодарные ямщики, выходцы из крестьян, да и другие обыватели, в честь отмены крепостного права основали в своем приходском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя России. Чуть позднее появился еще один придел – во имя святителя Тихона Задонского, его святые мощи были прославлены в том же 1861 году.
Отмена крепостного права изменила судьбу храма. Крестьяне хлынули в город на всевозможные заработки, и численность прихожан Богоявленского храма колоссально возросла за счет пришлых рабочих людей. Храм, рассчитанный на 800 человек, не вмещал в себя всех желающих.
Тесный храм сначала пытались расширить за счет приделов и мелких перестроек. А в 1874 году решили возвести новую колокольню по проекту архитектора Н.В. Никитина. В 1895 году власти решили строить в Дорогомилове Брянский (Киевский) вокзал, так что и без того тесный Богоявленский храм ожидал новый огромный приток новых прихожан.
Престолы нового храма Богоявления Господня |
В марте 1898 года духовенство и прихожане, в преддверии столетней годовщины Бородинского сражения, решили построить новый просторный храм, для чего собрали более 150 тысяч рублей. Уже в сентябре состоялась его торжественная закладка по проекту архитектора В.Е. Сретенского. Проект предполагал поглощение одним храмом другого: прежняя церковь теперь становилась трапезной нового храма.
Благодаря этому Богоявленский храм стал самым обширным из всех московских приходских храмов и третьим в Москве по величине и вместимости (десять тысяч человек) после храма Христа Спасителя и Успенского собора в Кремле. В храме было устроено пять престолов.
В 1908 г. митрополит Владимир (Богоявленский), принявший впоследствии мученический венец, освятил новый храм, а последний его готовый придел «Утоли моя печали» в 1910 г. освящал епископ Трифон (Туркестанов).
К моменту разрушения в храме было уже семь престолов. Средний престол был освящен в честь Богоявления Господня, с южной стороны находились приделы в честь свт. Николая Чудотворца, св. вмч. Георгия Победоносца и преп. Сергия Радонежского, с северной стороны — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», иконы Божией Матери «Казанская» и свт. Тихона Задонского.
В 1922 году храм Христа Спасителя был захвачен обновленцами. Упомянутый собор остался верен патриарху, и вскоре стал кафедральным храмом Московской епархии. Считается, что кафедра была перенесена сюда в 1931 году после разрушения храма Христа Спасителя. Другие называют более раннюю дату — конец 1920-х годов, поскольку уже тогда здесь стали совершаться архиерейские богослужения.
1920-1930-е богослужения в этом храме часто посещал художник Павел Корин. Именно здесь он сделал ряд набросков к своему знаменитому полотну «Русь уходящая».
В этом соборе будущего патриарха Пимена рукоположили сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В течение нескольких лет (1931-1935 гг.) о. Пимен нес здесь послушание по руководству церковным хором. Он принял хор, организованный ранее известным регентом П.К. Нестеровым.
Современный вид места, где стоял храм, фото 2018 г. |
Собор взорвали 27 сентября 1938 года. Газета «Рабочая Москва» от 10 сентября 1938 г. сообщала: «Стены храма чрезвычайно крепки. Для того чтобы их взорвать, придется применить, так называемые, сосредоточенные заряды аммонала». После этого кафедра патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), впоследствии патриарха, переместилась в собор Богоявления Господня в Елохове.
Незадолго до уничтожения святыни мученическую кончину приняли его настоятель протоиерей Василий Ягодин (†1937) и священник Александр Буравцев (†1937). С храмом связаны жизни еще девяти новомучеников: сщмч. Владимира (Богоявленского) (†1918), сщисп. Николая (Могилевского) (†1955), сщмчч. Павла Андреева (†1937), Александра Лихарева (†1938), Сергия Лебедева (†1938), Андрея Шершнева (†1937), прмч. Гавриила Гура (†1937), прмц. Матроны (Конюховой) (†1937), мч. Сергия Тихомирова (†1922).
Предлогом для сноса здания стало освобождение места для нового социалистического строительства, там планировалось образцовое жилищное строительство. На месте собора был выстроен «генеральский» дом, на углу Большой Дорогомиловской улицы и 2-го Брянского переулка, от которого началась дальнейшая застройка Дорогомилова. Этот дом имеет срезанный угол, который находится точно на месте алтаря.