Умер писатель Олег Павлов
Фото: РИА Новости |
Российский писатель Олег Павлов умер на 49-м году жизни. Причиной смерти стал инфаркт, сообщает РИА Новости.
«Олег Павлов — возможно, больше, чем кто-либо в современной русской литературе, — защищал человеческое достоинство, бережно, но непоколебимо», — цитирует агентство публициста Платона Беседина.
Как отмечают литераторы, Павлов никогда не был простым для понимания автором. Его произведения вызывали тяжкие раздумья, противоречивые эмоции и критику. Однако это не помешало писателю стать лауреатом литературных премий журналов «Новый мир» (1994), «Октябрь» (1997, 2001, 2007), «Знамя» (2009), а также получить «Русский Букер» за трилогию «Повести последних дней», заключительная часть которой — «Карагандинские девятины» — стала очередным поводом для споров о творчестве Павлова.
«Писатель и мораль — вещь очень сложная. С одной стороны, писатель совершает совершенно аморальные вещи. Если священник хранит тайну исповеди, то писатель любую исповедь превратит во что-нибудь и не пожалеет при этом никого. С другой стороны, самое важное понятие в литературе — это понятие правды, соответствия, точности, честности. Правда невозможна без честности, без честного взгляда на себя и свою жизнь. Должно быть совершенное соответствие твоей личности твоему тексту», — считал Олег Павлов.
Начинающим авторам он советовал требовать от себя бесстрашия и честности. Если этих качеств у писателя нет, то он обречен и никогда не победит.
«Литература — это дело бесстрашных, но не бесстыжих. Когда не страшно сказать, когда не страшно написать, когда не страшно эти переживания свои отдать. В то же время другие люди в этом нуждаются. Сочувствие вызывает только то, что вы пережили. То, что вы не пережили, ни у кого не вызовет сочувствия», — говорил писатель.
Не случайно литературным дебютом самого Павлова стал почти автобиографический цикл рассказов «Караульные элегии», написанный по воспоминаниям о службе в конвойных войсках Туркестанского военного округа.
Яркий представитель сложного времени
По мнению российского писателя и литературного критика, лауреата российской букеровской премии 1999 года Михаила Бутова, Олег Павлов принадлежал к странному поколению литераторов, которое должно было пробиваться и заявлять о себе в условиях, когда литература особенно никого не интересовала: «Это потом все быстро поменялось и появились звезды. Было такое десятилетие, когда Павлов печатал свои первые вещи. Когда в стране все очень сильно переосмысливалось и занятие литературой было не то чтобы немодным, на литераторов смотрели, как на странных людей, которые непонятно чем занимаются, в то время как все нормальные люди куют деньги».
Он добавил, что и сам принадлежит к этой же генерации. Такое положение вещей, по мнению Бутова, сказалось на судьбе многих людей того литературного поколения. Павлов был совершенно одиноким. У него не было ни с кем общего поля, он был сам по себе, а это очень сложно: «Одно дело, когда ты подключен к какой-то культурной группе и тебя все время поддерживают внутри нее. Павлова никто не поддерживал. Не потому, что он не был этого достоин, а потому, что он попал вот в такую странную временную ситуацию».
Фото: РИА Новости |
По мнению критика, вклад Олега Павлова в русскую литературу еще предстоит оценить: «Время покажет, кто останется в слове, кто исчезнет. Мне кажется, что он был одним из самых ярких представителей своего времени. Это можно утверждать с уверенностью».
По мнению российского историка, писателя и литературного критика Дмитрия Володихина, Олег Павлов являлся своего рода живым классиком. Он всегда ставил себе чрезвычайно высокий художественный идеал и старался соответствовать тому стилю, которым писали люди XIX и начала XX века: «Его вещи — сложные, интеллектуальные — предназначены прежде всего для людей с чрезвычайно широким кругозором, изощренным интеллектом и были литературным ребусом. Вместе с тем в них сохранялась связь живых чувств».
На его взгляд, уход Олега Павлова — очень большая утрата для русской литературы: «Жаль, что так произошло. Я думаю, что он, совсем еще нестарый человек, мог написать достаточно значительных вещей».
Российский писатель, литературовед и литературный критик Майя Кучерская назвала Олега Павлова автором замечательной прозы, которая написана в традициях русской классической литературы. При этом, отметила Кучерская, она, как любая большая проза, сохраняет свою актуальность, поскольку повествует о страдании человека: «И сам Олег Павлов был человеком страдающим. Это было очень заметно. Он был очень масштабным, и все, что он делал и говорил, выдавало талант».
По словам Кучерской, Павлов очень смешно шутил и «хорошо общался, когда оттаивал»: «Главное, что он был очень искренен. Абсолютное ощущение, что человек без кожи. И его раннюю смерть можно объяснить тем, что он вообще себя не жалел, легко себя расходовал».
Биография писателя
Прозаик родился в российской столице в 1970 году.
После окончания школы последовала служба на территории Казахстана и Узбекистана во внутренних войсках МВД СССР, следствием чего стали опубликованные в 1990-м рассказы, объединенные общим названием «Караульные элегии». Писателя тогда же немного упрекали в том, что в данном случае он повторил литературный путь другого писателя, Сергея Довлатова, написавшего свою знаменитую «Зону» также по впечатлениям, полученным во время срочной службы в конвойных войсках, однако, по мнению литераторов, рассказы Павлова все равно были исключительно хороши.
Фото: РИА Новости |
О том, что побудило его писать, Павлов говорит в своей автобиографии: «Духовно повлиял Андрей Платонов. Повлияло то, что читая "Архипелаг Гулаг" Солженицына, который открыт был тогда для прочтения "Новым миром", наткнулся на описание Карабаса, того лагеря, где служил…»
Павлова приняли в Литературный институт, где он окончил заочное отделение (семинар прозы Н.С. Евдокимова).
В 1994 году в журнале «Новый мир» Павлов опубликовал свой первый роман «Казённая сказка», который принёс молодому автору громкий литературный успех и признание старших собратьев по перу — Виктора Астафьева и Георгия Владимова.
Вышедший тремя годами позже роман «Дело Матюшина» подвергся критике. История лагерного охранника, ставшего убийцей, рассказанная с предельной психологической достоверностью, была воспринята как вызов «культурному обществу» с его новой интеллектуальной свободой и моралью. То, о чём писал Павлов, и до этого вызывало немало споров, хотя писатель был далёк от какой бы то ни было идеологии, призывая только к состраданию.
Ещё ранее «Литературная газета» опубликовала на своих страницах рассказ «Конец века» о тех, кто «обречён в современном обществе только на смерть». Основой рассказа послужил реальный случай: работая в обыкновенной больнице, Павлов видел своими глазами, как погибали на санобработке бездомные, которых привозили с московских улиц. Однако христианский пафос его прозы и публицистики, обнажавших до предела мир страданий человеческих, звучал как протест, в котором одни видели правдивое свидетельство о жизни, а другие «чернушный пасквиль».
После публикации в 1998 году в газете «Завтра» статьи «Тотальная критика», в которой Павлов более чем резко высказался о тех, «у кого не хватило таланта, ума, совести, чтобы быть художниками, но кто судит художников», в литературной среде произошла показательная переоценка его творчества.
Писатель обращался к автобиографическим темам. В эти годы опубликованы его рассказы «Сны о себе», «Яблочки от Толстого», повесть «Школьники», роман «В безбожных переулках». Новым поводом для споров о его творчестве стала повесть «Карагандинские девятины», опубликованная в 2001 году, — заключительная часть трилогии «Повести последних дней» (в переводах на иностранные языки «Русская трилогия»). За это произведение Олегу Павлову присуждена литературная премия «Русский Букер».
Фото: РИА Новости |
Как публицист, после Солженицына, опубликовавшего «Россию в обвале», в своих первых же остросоциальных очерках Олег Павлов не побоялся поставить перед собой ту же задачу: «запечатлеть, что мы видели, видим и переживаем».
Александр Солженицын доверил Павлову публикацию и комментарии к части писем, адресованных в его фонд в начале 1990-х годов — а он увидел и показал эту трагическую панораму народной жизни в своей работе «Русские письма». Эти очерки и эссе вошли в книги «Русский человек в XX веке» и «Гефсиманское время». В то же время Павлов выступал с литературной критикой, став автором таких работ, как «Метафизика русской прозы», «Русская литература и крестьянский вопрос», сборника «Антикритика».
Но с 2004 года писатель отстранился от участия в литературной жизни, почти не публиковался в периодической печати, а его имя было окружено молчанием.
Только через несколько лет его книги начали выходить в издательстве «Время», в котором с 2007 года издаётся авторская серия «Проза Олега Павлова». После долгого перерыва в ней же в 2010 году увидел свет новый роман Павлова «Асистолия». По мнению критиков, наполненный множеством трагических жизненных ситуаций, роман вызывает эмоциональный шок, но тем не менее стал одним из главных литературных событий и привлёк внимание читателей, выдержав сразу же несколько изданий. Продолжила эту серию изданная почти через 16 лет после написания книга «Дневник больничного охранника» — хроника приёмного отделения обыкновенной московской больницы, через которое, как пишется в аннотации, «перед глазами её автора прошли, наверное, тысячи человеческих судеб».
В 2012 году «за исповедальную прозу, проникнутую поэтической силой и состраданием; за художественные и философские поиски смысла существования человека в пограничных обстоятельствах» Олегу Павлову присуждена премия Александра Солженицына.
Произведения писателя переводились на английский, французский, китайский, итальянский, голландский, польский, венгерский, хорватский языки.
Олег Павлов преподавал на кафедре литературного мастерства Литературного института имени А.М. Горького.