Что в фильмах «Гоголь» от Гоголя?
Глава 1. Убийства в Диканьке
В этой главе авторы использовали мотив повести «Майская ночь, или Утопленница». Молодой казак Левко, влюблённый в красавицу Ганну, хочет на ней жениться. Однако его отец тоже питает чувства к девушке. Левко помогает утопленнице, дочери сотника, отыскать среди её сестёр-утопленниц мачеху-ведьму. Когда-то отец выгнал дочь из дому из-за новой жены, а панночка с горя утопилась. Она пыталась затащить в озеро мачеху, но та обернулась утопленницей и спряталась среди них. В благодарность за помощь панночка устраивает свадьбу Левко и Ганны.
Как и в повести Гоголя, присутствует герой, который помогает утопленнице вычислить ведьму, да и сама история панночки совпадает с рассказанной в оригинале. Правда, теперь она дочь мельника, а не сотника. Зовут панночку Оксана (так звали главную героиню повести «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»).
Мачеха-ведьма получила имя возлюбленной Левко, Ганна, и стала хозяйкой постоялого двора в Диканьке. А вот сюжетная линия Левко и вовсе исчезла. В фильме его «функцию» выполняет сам Гоголь, а в награду получает помощь от Оксаны в расследовании убийств.
Есть здесь и отсылка к «Шинели» из «Петербургских повестей». На постоялом дворе во время обеда столичный следователь Яков Петрович Гуро рассказывает Гоголю историю из практики: «Какое-то время назад был забавный случай: один коллежский регистратор, у которого украли шинель, начал вдруг убивать и потрошить людей, причём не просто людей, а чиновников не ниже титулярного советника». Но эта реминисценция условна: Акакий Акакиевич Башмачкин хотя и наводил страх на людей после своей смерти, но никого не убивал и, тем более, не потрошил.
Глава 2. Красная свитка
Глава построена на сюжете повести «Сорочинская ярмарка». Крестьянин Солопий Черевик с женой Хавроньей и дочерью Параской приезжают на ярмарку продать лошадь и пшеницу. Там они встречаются с молодым юношей Грицко, который влюбляется в Параску, но конфликтует с её мачехой, поэтому, когда приходит свататься, получает отказ. Юноше помогает цыган: умело используя легенду о красной свитке (кафтане черта), он подставляет Солопия так, что того обвиняют в краже его же лошади. Грицко возвращает лошадь, становится спасителем Солопия, и тот в благодарность устраивает свадьбу молодых.
Имена и взаимоотношения героев сохранились. Как и в оригинале, в происходящее вмешиваются цыгане ― правда, только косвенно. А ещё сохраняется легенда о красной свитке. Но в повести Гоголя не было убийства Хавроньи, которое происходит в фильме. Не было и расследования, и вины Параски, и её гибели от рук Черного Всадника.
Зато в этой главе вводится местный кузнец Вакула. Такой персонаж был в повести «Ночь перед Рождеством», но сходство с литературным прототипом ограничивается тем, что киношный Вакула тоже кузнец и неплохо рисует.
Глава 3. Заколдованное место
Название главы полностью совпадает с названием повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжет не имеет с повестью ничего общего, зато пересекается с другим произведением из того же сборника ― «Вечер накануне Ивана Купала».
Жил на хуторе зажиточный казак Корж. У него было двое детей: дочь Пидорка (да, её так звали) и сын Ивась. Батрак Петрусь Безродный влюбился в девушку, и она ответила ему взаимностью, но Корж желал для дочери богатого мужа. Местный колдун Басаврюк, развратитель невинных душ, берётся помочь влюблённому. Он приводит его в Медвежий овраг к Бабе Яге, которая вынуждает Петруся убить Ивася ради получения богатства. Петрусь женится на возлюбленной, но не помнит произошедшего в лесу и мучается. Жена приводит к нему Бабу Ягу, Петрусь все вспоминает и гибнет, а золото его превращается в черепки.
В фильме, как и в книге, есть богатый казак Корж, у которого двое детей (здесь это две дочери ― Богдана и Дарина), есть бедный батрак Петро, который влюблён в Богдану, есть колдун Басаврюк. Петро, как и в оригинале, решается на убийство ради золота, а происходит это в Медвежьем овраге, где растёт загадочный кровоцвет (в повести был более банальный цветок папоротника).
Дарина, в отличие от Ивася, все-таки выживет, а Петро погибнет от рук Гоголя в Медвежьем овраге (свадьбы и всего, что за ней последовало, не будет). Отсутствует в фильме и Баба Яга: на убийство Петро толкает сам Басаврюк.
В этой главе мы узнаем о таинственном рождении Гоголя и роли в его судьбе некоего безносого человека. Возможно, это отсылка к повести «Нос» из «Петербургских повестей».
Глава 4. Вий
Название отсылает к повести из сборника «Миргород». Молодой бурсак Хома Брут становится виновником гибели ведьмы. Он вынужден три ночи подряд читать над ней Псалтирь в церкви. Хома чертит на полу круг, но на третью ночь все-таки гибнет, не поборов искушения взглянуть в глаза Вию (предводителю нечисти, которая окружает бурсака в церкви).
В фильме тоже фигурирует Хома Брут, который гибнет от рук нечисти. Но он уходит на второй план ― его место занимает Гоголь. К тому же здесь Брут не молодой бурсак, который защищается по наитию, а опытный охотник на нечисть: Хома даёт Гоголю инструкции и советует не смотреть в глаза Вию. Да и в Диканьке он появляется как нечто инородное в погоне за ведьмой Ульяной, которую давно преследует.
Глава 5. Логово всадника
Никакого произведения в основу главы не легло, но в ней начинают раскрывать главную интригу фильма ― персонаж Черного Всадника. Этот герой фигурировал в повести «Страшная месть».
Глава 6. Страшная месть
Название главы совпадает с названием повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», однако герои здесь другие, сюжет ― совсем другой, а общих моментов мало.
Часть «Страшной мести» Гоголя ― легенда о двух братьях-казаках Петро и Иване. Король Степан предлагает награду за поимку турецкого паши. Награду заслуживает Иван, который делит её с Петром, но брат завидует ему. Проезжая по горной тропе в Карпатах, Петро сталкивает Ивана в пропасть вместе с сыном-младенцем. Божий суд определяет наказание Петру: последний в его роду должен стать злодеем и расплачиваться за все прегрешения предков. А Иван, сидя на высокой горе, будет веселиться, глядя на муки брата. Эта мука для Петро окажется самой страшной: он захочет отомстить, но не сможет этого сделать.
В фильме вместо двух братьев фигурируют две сестры, Лиза и Мария. Лиза ненамеренно станет причиной гибели Марии (девушка, как в оригинале, упадёт со скалы), и Мария будет мстить сестре ― правда, больше не за свою смерть, а за убийство возлюбленного.
Вместо эпилога
В трилогии «Гоголь» действительно много отсылок к произведениям Николая Васильевича Гоголя. Но поскольку фильмы сняты лишь по их мотивам, трудно ставить авторам в вину серьезные отступления от оригинала ― изменение имён, характеров, сюжетных поворотов, введение новых героев.
Гораздо интереснее понять, насколько передан уникальный дух гоголевских произведений. Это спорный вопрос. Авторы постарались привнести в повествование гоголевскую мистику, но исключили сатиру, характерную для гоголевской нечисти. Черт из «Ночи перед Рождеством» у Гоголя был похож скорее на провинциального чиновника, который способен лишь на мелкие пакости (одна кража месяца чего стоит!), а ведьмы в аду играли в карты и притом шельмовали. Нет в фильмах и красочного быта украинского народа, без которого нельзя представить раннего Гоголя, нет праздничного ярмарочного духа, музыкальности.
Трилогия больше похожа на мистический триллер. И хотя права фантазировать у авторов никто не отнимал, не верится, что события, произошедшие по версии фильма с Гоголем в Диканьке, смогли бы вдохновить его на повести, которые заставили Пушкина воскликнуть: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!»