Выпускников медвузов будут привлекать для работы в поликлиниках

Для этого Министерство здравоохранения разработало целый комплекс мер.
 
 Фото: Mos.ru 

На сегодняшний день в системе здравоохранения наметилась острая проблема, которую в скором времени, как ожидается, ощутят на себе все — в поликлиниках не хватает терапевтов, педиатров и специалистов первичной медико-санитарной помощи. Выпускники медицинских вузов не хотят работать в поликлиниках, учреждениях скорой помощи. Уже сегодня дефицит врачей первичного звена составляет 25 тысяч человек. Министерство здравоохранения пытается привлечь молодых специалистов различными способами, но пока получается не очень хорошо. Теперь появилась еще одна идея — внедрить институт наставничества, сообщает «Парламентская газета».

Депутатам Государственной думы все чаще жалуются на то, что врачи поликлиники не могут предоставить качественную медицинскую помощь. Более того, порой просто невозможно сдать анализы, получить направление к «узкому специалисту». 

В то же самое время в вузы на медицинские специальности идет молодежь с отличной успеваемостью, средним баллом ЕГЭ выше среднего, с амбициями и желанием работать. Однако, хотят они работать отнюдь не в поликлиниках и фельдшерско-акушерских пунктах, а в стационарах, либо стать врачами узкого профиля. 

Сейчас 85% всех вакансий в поликлиниках заняты специалистами предпенсионного и пенсионного возраста. А что будет после того, как они закончат работу? Именно нехватка специалистов является одной из причин снижения качества медицинской помощи в государственных учреждениях, уверены эксперты. 

Что предлагается для решения проблемы? 

Чтобы привлечь выпускников медицинских вузов, Министерство здравоохранения разработало целый комплекс мер. В частности, уже принято решение перейти на систему аккредитации выпускников медвузов, а также установить новые правила зачисления на бюджетные места в ординатуру. Для того, чтобы продолжить обучение после окончания вуза и получить более узкую специальность, выпускники вузов должны не только сдать единый тест в рамках аккредитации, но и заработать конкретное количество баллов за различные достижения. Одним из самых выдающихся достижений является медицинский стаж, который приобретен либо во время, либо после обучения — за него начисляют много баллов. А его как раз и можно получить в тех же поликлиниках. 

Таким образом, в итоге терапевтами в поликлиниках и врачами скорой помощи могут стать не очень успешные молодые специалисты, которые просто не смогли пройти «отбор». Даже прошедшим аккредитацию выпускникам, но не набравшим необходимое количество баллов, придется устраиваться на работу в первичное звено — становиться участковыми терапевтами или врачами скорой помощи. 

Сами выпускники медицинских вузов признаются, что боятся брать на себя такую ответственность сразу после обучения.

 
Фото: Mos.ru 

«Они боятся сложных случаев, что останутся один на один со сложным пациентом, а им будет необходимо поставить правильный диагноз, назначить хорошую схему лечения, начать заниматься реабилитацией. Они боятся того, что у них не будет поддержки», — цитирует газета депутата Госдумы Татьяну Соломатину. 

Она уверена, что каждому выпускнику медицинского вуза, который решает пойти работать в первичное звено, необходим наставник и куратор. Причем, такие кураторы должны настолько заинтересовать молодого врача, чтобы в итоге он остался в профессии и стал действительно хорошим специалистом. 

По словам директора Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава, институт наставничества в здравоохранении начинает внедряться в различных регионах. Останется только проанализировать эффективность такого подхода и сделать соответствующие выводы. 

Ранее стало известно, что в российских медицинских вузах стоимость обучения в ординатуре возросла в два раза, а количество бюджетных мест было значительно сокращено. Например, чтобы выучиться по программе «Неврология» в Московском государственном университете имени Сеченова, необходимо заплатить 615 тысяч рублей. Не у всех есть такие средства, чтобы получить «узкую специальность», а с базовым медицинским образованием не остается ничего, кроме как пойти работать терапевтом. 

В 2017 году в России отменили интернатуру, представляющую собой преддипломную практику в больницах. Вместо нее выпускникам необходимо сдать трехэтапный экзамен, только после сдачи которого можно получить врачебную аккредитацию. 

Прорыв российских медвузов в международном рейтинге по медицине 

Почти втрое, с пяти до 14, выросло присутствие российских университетов в рейтинге по медицине по версии агентства Round University Ranking (RUR). В рейтинге по наукам о жизни представительство России увеличилось с 19 до 27 вузов. Согласно итогам рейтинговой оценки, эксперты называют 2018 год прорывным для России как в общем, так и в предметном рейтингах. 

Лучшие показатели среди российских вузов, как и в большинстве других международных рейтингов, продемонстрировал Московский государственный университет (МГУ). По естественным наукам он занял 106 место в мире, поднявшись за год на 15 позиций. На 136 месте остановился Томский госуниверситет, ставший вторым среди российских. Во вторую сотню лучших естественнонаучных вузов мира попал Новосибирский госуниверситет, показавший рекордный взлёт — на 101 строчку. 

В рейтинге по медицинским наукам МГУ приблизился ко второй сотне, заняв 209 место. Также в число 250 лучших вошли Российский университет дружбы народов (РУДН), поднявшийся за год более чем на полсотни позиций, и Томский госуниверситет. 

В МИА «Россия сегодня», оказывающего информационную поддержку рейтинговому проекту RUR, объяснили взлёт российских вузов по всех рейтингах реализацией федеральных программ развития вузов, в частности проекта 5 — 100. Рейтинг RUR составлен, исходя из информации о более чем 800 ведущих вузах из семидесяти четырёх стран.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале