Замминистра образования: Российские студенты и преподаватели не готовы к онлайн обучению
Фото: «Поступи онлайн» |
Онлайн-образование не сможет заменить классическую систему высшего образования в России. Такое мнение высказала во время прошедшей дискуссии «Как должно в ближайшие годы измениться высшее образование» заместитель министра науки и высшего образования России Марина Боровская, сообщает ТАСС.
«Я не очень верю, что онлайн-образование сместит систему университетов. Во-первых, информация — не есть знание. Более того, для того, чтобы учиться в формате онлайн, необходимо быть очень ответственным и организованным человеком. Можно ли так охарактеризовать основную массу молодых студентов? Вряд ли».
Она продолжила: «Вторая часть заключается в том, что это та же самая самоподготовка, самоорганизация и самообразованность, которая заставляет любого более или менее желающего продвинуться по карьерной лестнице человека садиться и изучать курс, предмет, осваивать какой-то навык. Когда мы говорим, что онлайн-образование отменит основное образование — это не так».
Замминистра привела в качестве примера онлайн-курсы по дискретной математике, на прохождение которых слушателю отводится определенный срок. Обучающийся может не успеть освоить всю программу или не захотеть этого сделать, если он недостаточно мотивирован.
В то же время, по ее словам онлайн-курсы требуют высокой самоорганизации и от преподавателей, поскольку очень важно, чтобы они оперативно отвечали на вопросы учащихся: «Онлайн-курс — это тоже высокая степень организации преподавательского и профессорско-преподавательского сообщества. Поэтому для наших педагогов и преподавателей это серьезный вызов сегодня».
Убрать очные лекции в вузах
Ранее стало известно, что министерство науки и высшего образования со следующего года собирается запустить в нескольких вузах пилотный проект, в которых традиционные лекции заменят онлайн-курсами.
Цель нововведения — сравнить эффективность традиционной формы обучения и образовательных моделей в онлайн-формате.
Изначально инициатива поступила от Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», где нововведения уже внедряются в образовательный процесс.
Фото: «Поступи онлайн» |
Реформа высшего образования, которую готовит правительство, предполагает разделение всех вузов и учебных программ на три уровня государственной аккредитации — базового, продвинутого и ведущего.
Если вуз относится к базовому уровню, то он должен будет использовать для обучения своих студентов онлайн-лекции, размещенные на Национальной платформе открытого образования (где размещают свои курсы ведущие российские университеты).
Продвинутый уровень предполагает, что вуз может самостоятельно формировать и запускать онлайн-курсы, не прибегая к помощи ведущих университетов.
Ведущие университеты обязаны будут создать собственные базовые курсы по профильному направлению в онлайн-формате и транслировать их для широкой аудитории.
Представители российских вузов по-разному отнеслись к планируемым изменениям в рамках пилотного проекта.
Хорошо это или плохо?
По мнению заведующей кафедры гуманитарных дисциплин Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Пермь) Динары Гагариной, перенос лекций в онлайн-формат — идея отличная. По ее словам, проводимые в большинстве университетов традиционные лекции стали уже устаревшим и неэффективным форматом. Как правило, такая лекция представляет собой одностороннюю пассивную передачу информации от педагога к студенту. Такой же процесс можно организовать и при помощи онлайн-курсов. Студент может самостоятельно в комфортной для себя обстановке посмотреть лекцию в онлайн-формате, для этого не нужно приходить в университет.
Также она обратила внимание то, что важно, чтобы лекции читали ведущие профессора и преподаватели, которые являются экспертами в своей области. Многие вузы не могут себе этого позволить. Поэтому идея использовать онлайн-курсы с участием ведущих педагогов страны положительно скажется на качестве преподавания.
Диана Гагарина. Фото: «Звезда» |
«Университет — это не только лекции. Никто не предлагает отменить семинары, лабораторные работы и другие форматы. Однако сэкономив на аудиторных лекциях, вузы смогут более эффективно потратить деньги на реализацию других форматов обучения. Нужны ли лекции и университеты? Да, безусловно. Нужны открытые лекции от лучших экспертов. Лекции, на которые имеет смысл приехать с другого конца города или даже из другого города. На таких лекциях слушатели не засыпают и не делают домашнее задание к следующей паре, задают классные вопросы, а лектор ощущает полное единение с аудиторией», — цитирует Гагарину «Звезда».
Совершенно другого мнения придерживается старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного национального исследовательского университета Константин Лях. Он считает, что переход на онлайн-лекции негативно скажется на всей системе высшего образования. Ведь правильно, когда научные школы возглавляют люди, а не мониторы. Безусловно, интернет — это инструмент, который может быть полезен в процессе обучения, и онлайн-лекции могут стать лишь дополнением к высшему образованию.
«Я считаю, что нас шатает, что у нас в России всегда юношеский максимализм: лекции-онлайн, преподаватели-онлайн, студенты-онлайн... Главное, вовремя перечислять деньги. Это даже не заочники уже. Всё это имеет место быть, но как дополнение, как самообразование. Живое общение с преподавателем, возникающие в ходе лекций обсуждения, прямой человеческий контакт ничто не может заменить», — сказал Константин Лях.
По мнению доцента кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ Ивана Пецищева, активное использование онлайн-технологий в образовании — это неизбежный процесс, который в любом случае будет внедрен в большинстве школ и вузов. Все равно хорошего преподавателя никто не заменит, но цифровые инструменты сделают его еще эффективнее. Продвинутые преподаватели понимают, что во время работы со студентами в аудитории можно пойти намного дальше в изучении темы, так как учащиеся уже изучили часть материала онлайн.
Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки обратили внимание, что никакого окончательного решения пока не принято. Рабочая группа совместно с экспертным сообществом будет детально обсуждать возможные изменения, чтобы принять оптимальное и наиболее эффективное решение.