Вузы России демонстрируют прогресс и рост, отмечают зарубежные специалисты
Фото: Postupi.online |
По данным Института статистики ЮНЕСКО, Россия сегодня входит в шестёрку стран-лидеров по уровню общемировой студенческой мобильности. Значит, многие иностранные студенты отдают предпочтение именно российским вузам, выбирая свою образовательную траекторию.
И это не случайность: наши университеты активно прописываются в самых престижных мировых образовательных рейтингах. Так, три российских вуза вошли в топ-100 одного из самых авторитетных международных рейтингов Times Higher Education (THE) по физике, четыре — в топ-500 Шанхайского. А в свежем рейтинге QS по вузам стран Восточной Европы и Центральной Азии наши университеты заняли весь «пьедестал».
Почему наши университеты всё увереннее чувствуют себя в международных рейтингах
По мнению главного редактора THE, Фила Бати, у вузов России наблюдается большой рост в основных показателях эффективности, и госпрограмма поддержки университетов даёт свои плоды.
В интервью «Российской газете» Фил Бати отметил, российские вузы демонстрируют серьёзный прогресс и стабильный рост, особенно по таким показателям, как интернационализация и научные исследования: «Мы видим большой прогресс у вузов из России. По критериям «интернационализация» и «научные исследования» — стабильный рост. Это важно, особенно в условиях серьезной конкуренции».
Он обратил внимание на положительные результаты государственного проекта «5-100», который за пять лет поспособствовал заметному улучшению позиций российских вузов в международных рейтингах.
Фото: Postupi.online |
Бати добавил, что процесс выхода в топ-100 совсем не быстрый: «Стартовав в 2013 году, вы поставили очень амбициозную цель. Проект, безусловно, стал стимулом развития вузов. Ведь в предметных рейтингах Россия уже в топ-100!»
Он отметил, что в общем рейтинге THE самый весомый критерий — больше 32% — научные публикации и исследования: «Мы прежде всего рассматриваем высокотехнологичные исследовательские университеты. В первую очередь оцениваем их научно-исследовательские компетенции. Университеты почти во всём мире объединяют исследования и преподавание».
По мнению Фила Бати, рейтинг не должен влиять на стратегию развития университета: «Это лишь информационный инструмент, элемент аналитики и оценки основных критериев развития. Рейтинг не должен диктовать университету, что делать. Более того, мы стараемся «подстраиваться»: постоянно вводим новые метрики для самой полной оценки деятельности вуза».
Говоря о том, как происходит отбор университетов в рейтинг, он сказал, что это личное решение университета — делать заявку, подавать документы: «Но мы и сами проводим мониторинг. С руководством вузов во время отборочных процедур не контактируем. Наши эксперты работают со «связными» — в каждом университете есть ответственный представитель, который передаёт нам документы».
По словам профессора Бостонского колледжа Филипа Альтбаха, для удержания занятых позиций и дальнейшего роста российских вузов страна должна продолжать повышать конкурентные преимущества российского высшего образования. Например, для привлечения иностранных студентов в российских вузах вводятся англоязычные программы обучения. Профессор назвал существенным плюсом создание национальных исследовательских университетов.
Фото: «Российская газета» |
Почему рейтингов много, а в первой десятке, как правило, одни и те же университеты, «РГ» рассказал экс-президент Международной ассоциации составителей образовательных рейтингов IREG (2009-2018) профессор Ян Садлак: «Сегодня, по нашим данным, существует около 100 национальных и региональных рейтингов и около 30 международных. В образовательных рейтингах, на мой взгляд, расцвет. Но, думаю, в перспективе их количество немного сократится. Дело в экономике. Для производства достоверного рейтинга нужны огромные деньги и силы».
Отвечая на вопрос, как понять, насколько объективен тот или иной рейтинг, он сказал: «Открою секрет: рейтинги предвзяты по определению. И эта «предвзятость» (не всегда в негативном смысле) — результат методологии. Ясно, что, например, критерии оценки продуктивности исследований будут отличаться от критериев оценки по трудоустройству выпускников. А некоторые рейтинги объединяют несколько «функций». Так, в Шанхайском для отражения уровня эффективности работы вузовских факультетов используются данные о количестве преподавателей с Нобелевскими и Филдсовскими премиями. Это очень опосредованный показатель. Тем не менее он принимается».
Ян Садлак рассказал, что ему неоднократно приходилось сталкиваться с нечестными рейтингами: «Чаще всего речь идёт о недостоверной информации из нечестных источников. Но к счастью, академическое сообщество быстро ориентируется и, понимая, какие инструменты и средства используются при составлении рейтингов, какие-то может забраковать. Но, в целом, рейтинговые организации стараются поддерживать определённые стандарты — ведь это их репутация».
Говоря о том, что ежегодно в разных рейтингах на первых местах оказываются одни и те же вузы из США, Великобритании и Китая, он отметил, что объективно эти университеты более успешны по всем критериям.
«Другая причина, скорее, субъективна: большинство рейтингов придают иногда слишком много значения исследованиям. А значит, мы сталкиваемся с научно-издательской индустрией, в которой господствуют западные компании. Что касается вузов Азии, в частности, китайских, то тут вступает в силу еще один важный аспект качественных исследований — деньги. Посмотрите на уровень финансирования китайской университетской науки за последнюю декаду или две - никакой другой стране его не превзойти», — цитирует Садлака газета.
Фото: Postupi.online |
Говоря о том, что по некоторым сравнительным критериям, например, по зарплате вузовских профессоров, российские вузы ещё далеки от первых мест, проректор Высшей школы экономики Мария Юдкевич отметила: «Подобные сравнения, как правило, учитывают средний уровень зарплат. А это вещь лукавая. Важно, как доход распределяется между разными категориями: теми, кто занимается научной деятельностью и теми, кто только преподаёт. От первых мест мы, по сравнению со многими другими странами, пока далеки, однако разрыв сокращается. И общее с другими академическими системами то, что зарплата сегодня сильно зависит от исследовательской деятельности. Это тренд».
Она добавила: «У программ, подобных проекту 5-100, две цели: развивать ведущие вузы и сделать их проводниками для образования в целом, «драйверами». И мониторинг качества студентов в регионах, где есть вузы из 5-100, показывает: уровень подготовки повышается не только в вузах проекта, но и в остальных».
Как сообщалось, 5% иностранных студентов в мире выбирают Россию для получения высшего образования. Россия и Франция делят пятое и шестое места в мире по уровню студенческой мобильности, по данным Института статистики ЮНЕСКО. Наиболее популярные специальности в российских вузах среди иностранных студентов — инженерные и медицинские. На них поступает почти половина иностранцев.