Новый Иерусалим и десница святой Татьяны
Россия — Третий Рим. Москва — Новый Иерусалим. Эти идеи господствовали в русском обществе, когда одна только Россия была независимым православным государством. Элита вынашивала мысль об освобождении Иерусалима и Константинополя. Для утверждения русского лидерства в православном мире патриарх Никон основал под Москвой «модель» Святого Города — Новоиерусалимский монастырь.
В XX столетии монастырь сильно пострадал, а восстановлен был относительно недавно. В будний день обитель немноголюдна: экскурсантов и паломников мало, а братии — всего 15 человек.
Над обителью высится Воскресенский собор. Я зашёл внутрь. В южном пределе — чёрный гранитный камень, источающий аромат нарда. Оправлен он гораздо роскошнее, чем прообраз — камень миропомазания, что в Святой Земле. Вообще Храм Гроба Господня в Иерусалиме, в котором я тоже был, сильно уступает по роскоши и великолепию Воскресенскому собору.
В середине храма расположена кувуклия. Это часовня, в которой находится место погребения Христа. У входа лежит серый валун — образ камня, отваленного ангелом от дверей гроба.
Примечательно, что Патриарх Никон основал первую в России изразцовую мастерскую. Изделия изготавливались на гончарном круге, покрывались цветной оловянной глазурью, а затем обжигались. Бирюзовыми изразцами щедро украшена кувуклия: здесь колосья, коронованные сердца, плоды граната, херувимы и серафимы.
Над кувуклией — ротонда, уходящая ввысь роскошная крыша-шатёр. После опалы патриарха Никона монастырь пришёл в упадок, и старая средневековая ротонда обрушилась в 1723 году (произошло это «вовремя» — богомольцы как раз вышли из храма на крестный ход). Новый шатёр проектировал знаменитый Растрелли, и теперь ротонда состоит из нескольких этажей-колец, украшенных причудливыми фигурами в стиле барокко.
Когда создавался Новый Иерусалим, в Святую Землю были посланы русские мастера для снятия мерок с главного храма христианского мира. Но позже, после очередного разрушения в Храме Святого Гроба, уже в Россию приехали архитекторы из Палестины, чтобы снять мерки для реконструкции.
Самым большим подарком для меня, как студента и паломника, стала десница святой мученицы Татианы.
Ковчежец был закрыт стеклянной крышкой,и я спросил у женщины за свечной лавкой, когда его открывают.
— Только раз в году, на вечерне перед Татьяниным днём, — разочаровали меня. — Сегодня во время помазания, — подумав, добавила свечница.
Стало совестно: я забыл, что сегодня 24 января. Но именно в этот день я выбрался в Новый Иерусалим. Люди неверующие называют такое совпадением.
Длань правой руки святой Татианы оправлена в жемчуг, она была подарена монастырю царевной Татьяной Михайловной в 1691 году. Святыня побывала в советском музее, но сегодня паломник вновь может приложиться к нетленной руке отважной девушки.
Я вышел из-за тяжёлых дубовых ворот полным впечатлений. Новый Иерусалим — уникальное сочетание архитектуры: здесь русские изразцы соседствуют с барокко и классицизмом. Это подмосковная Палестина, северная «икона» Святой Земли, которая расскажет о местах, где Спаситель провел земную жизнь.
Фото автора