Черпать силы в вере. Как пройти супертест
Фото: Nikeabooks.ru |
Время «одержимости тестами» прошло. Мы пережили целую эпоху, когда в каждом журнале, почти без исключения, можно было найти психологический тест, который морочил голову читателю, якобы раскрывая подоплеку той или иной стороны его жизни. Методы тестирования для начинающих психологов, изучавшиеся и отрабатывавшиеся в университете, были серьезнее, хотя их надежность и значимость тоже часто переоценивалась. Особенно это касалось «проективных тестов», напоминавших ловко состряпанные викторины. Более убедительно выглядело тестирование когнитивных способностей, здесь негативный момент состоял в том, что результаты теста накладывали на каждого, кто его проходил, определенную «печать». Создавались клубы гордых носителей высокого IQ, но со временем, к всеобщему удивлению, оказалось, что их члены весьма непрактичные и не приспособленные к жизни люди.
Масса подобных психологических тестов давно устарела. Им на смену пришли новые — с помощью компьютерных программ они довольно точно определяют наличие или отсутствие отдельных способностей у тестируемого. Правда, несмотря на все это, всеобъемлющая и ясно читаемая психограмма так и осталась великой иллюзией. Чудо под названием «человек» никогда не удастся описать во всей полноте посредством цифровых кодов.
Однако существует супертест. Его предлагает нам сама жизнь. Я говорю о феномене, который каждый из нас ощущал на себе: в моменты сильного эмоционального напряжения мы ведем себя иначе, чем всегда. Мы говорим и действуем не так осмотрительно и не так сдержанно, наш самоконтроль ослаблен. Из-под усвоенных образцов поведения показывается наше неприкрашенное «истинное лицо». Если мы сможем увидеть, как оно выглядит, мы фактически получим результат супертеста.
Если прибегнуть к символическому языку, можно сказать, что эмоциональное напряжение соскребает с поверхности позолоту, и из-под нее проступает первоначальная окраска предмета, то, что ему действительно присуще, в данном случае — человек как он есть. При этом преобладают светлые или темные тона, независимо от качества позолоты.
Элизабет Лукас |
Здесь можно было бы возразить, что сильное эмоциональное напряжение так или иначе искажает человека. Вокруг этого факта вращается немало расхожих суждений: «Любовь делает человека слепым», «Страх лишает разума», «Фрустрация пробуждает агрессивность», «Сильное влечение чревато насилием», «Глубокая скорбь повергает в оцепенение». Но в этом как раз и состоит суть испытания: что может сделать та или иная эмоция с тем или другим человеком? Если выразиться еще точнее: на что человек решается, к чему он готов под напором высочайшего эмоционального напряжения и к чему он не готов, несмотря на высочайшее эмоциональное напряжение? Это Гретхен-фраге![1] Мера зла, на которое он никогда не пойдет, какое бы чрезвычайное давление он ни испытывал, — это мера силы его духа. Она выявляет предел его способности духовно противостоять искушениям своей слабой души. И этот предел определяет степень его нравственного развития. Фридрих Ницше довел мысль о подобном «тестовом испытании» до крайности: «Людям, до которых мне хоть сколько-нибудь есть дело, я желаю пройти через страдания, покинутость, болезнь, насилие, унижения — я желаю, чтобы им не остались неизвестны глубокое презрение к себе, муки неверия в себя, горечь и пустота преодоленного; я им нисколько не сочувствую, потому что желаю им единственного, что на сегодня способно доказать, имеет человек цену или не имеет: в силах ли он выстоять».[2]
***
На практике вовсе не обязательно, чтобы тест выглядел так безжалостно, как в этом перечислении Ницше. Но мы знаем: жизнь с нами не церемонится. Она может поставить нас, когда мы этого не ожидаем и не заслуживаем, в самое абсурдное положение и перед самыми непостижимыми фактами. Приведу несколько примеров.
1. Мать с двумя маленькими детьми приходит на детскую площадку. Во время игры закрепленная на башенке детской горки веревка запутывается на шее одного из малышей, и он повисает на ней. Срочно вызванный реаниматолог не может спасти ребенка.
2.В одном профобъединении, где члены разделены на несколько групп по интересам, на человека возводят клевету на основании ошибочных сведений: якобы он потратил деньги объединения на личные цели. Несмотря на то что информация о движении средств по счетам представлена для всеобщего обозрения, он остается под подозрением.
3. Мужчина в своих брачных отношениях многие годы переживает состояние сексуальной фрустрации. Брак распадается. Через несколько месяцев он вступает во второй брак, и новая жена переезжает к нему вместе со своей дочерью. Вскоре мужчина замечает, что вид его хорошенькой падчерицы приводит его в такое сексуальное возбуждение, которого он раньше в своей жизни не знал. И это влечение с каждым днем становится все сильнее.
4. Единственный сын супружеской четы с детства привык заботиться о родителях, внимательно относиться к их недомоганиям и болезням. И повзрослев, он не жалеет для них времени: возит мать на врачебные консультации, делает все возможное, чтобы отвлечь отца от алкоголя, помогает им с ведением домашнего хозяйства. Но родители отталкивают сына, потому что им не нравится его подруга.
5. Иностранка живет в Германии в крайне стесненных обстоятельствах. В финансовом отношении она полностью зависит от владельца предприятия, который постоянно грозится ее уволить. В один прекрасный день конкурент ее шефа предлагает ей значительную сумму за то, чтобы она скопировала для него некоторые секретные документы.
Фото: Nikeabooks.ru |
Это лишь немногие примеры из тысяч возможных, и они очень разные. Все люди, о которых идет речь, испытывают сильное эмоциональное напряжение. Скорбь, ужас, злоба, разочарование, неконтролируемое влечение и страх будоражат их души. Соблазн совершить импульсивный поступок (по типу «короткого замыкания») очень велик. Пространство для свободного принятия решений сокращено до минимума. «Позолота» сошла. Ситуация требует разрешения. Условия теста определены. Рано или поздно из хаоса чувств начнут все более отчетливо проступать «истинные лица» личностей.
К примеру 1: Возможно, у матери, потерявшей ребенка таким трагическим образом, теперь пропадет всякий интерес и доверие к миру. Возможно, она, как улитка, спрячется в раковину реактивной депрессии и будет лишь механически выполнять свои повседневные обязанности. С психологической стороны это было бы понятно. Но ведь есть и такие осиротевшие матери, которые не хотят, чтобы их скорбное оцепенение повредило остальным детям. Которые говорят себе: «Нет, ради оставшегося ребенка я буду держаться стойко и жить дальше!» Эти матери с честью выдерживают испытание.
К примеру 2: Возможно, оклеветанный член объединения захочет отомстить за несправедливое обвинение. Возможно, он выйдет из объединения и будет повсюду распространять о нем нелестную информацию. Возможно, он порвет отношения со всеми коллегами. С психологической стороны это было бы понятно. Однако бывают и такие оклеветанные люди, которые не готовы нанести ответный удар тем же оружием. Которые говорят себе: «Нет, я не хочу опускаться до дешевого реванша. Я буду по-прежнему открыт для общения с каждым!» Эти люди с честью выдерживают испытание.
К примеру 3: Возможно, мужчина поддастся искушению и изнасилует падчерицу. Возможно, он постарается подольститься к ней, подкупить ее, склонить ее к сексуальным забавам и в качестве оправдания выдвинет свою многолетнюю неудовлетворенность в браке. С психологической стороны такое поведение было бы объяснимо. Однако встречаются и такие мужчины, которые противостоят своим желаниям, если голос совести говорит им, что их удовлетворение «недопустимо». Даже при сексуальной депривации. Эти мужчины с честью выдерживают испытание.
К примеру 4: Возможно, сын возненавидит своих родителей. Возможно, чаша накопившегося раздражения переполнится, и произойдет взрыв — сын поднимет руку на родителей. Или же он перережет семейные узы ножницами равнодушия. С психологической стороны это было бы не удивительно. Но бывают и такие взрослые сыновья, которые не способны презирать и проклинать своих старых родителей ни при каких обстоятельствах. Которые благодарны за подаренную им жизнь. Эти сыновья с честью выдерживают испытание.
К примеру 5: Возможно, женщина согласится на сделку. Возможно, она вступит на путь обмана и промышленного шпионажа, чтобы поправить свое тяжелое материальное положение — из страха перед будущим, перед надвигающейся безнадежностью. С психологической стороны такое поведение можно было бы объяснить. Но есть и такие совестливые иностранки, которые готовы потерять все, кроме своей чести. Которых, несмотря на их неустроенную и голодную жизнь, нельзя принудить к безнравственным сделкам. Эти женщины с честью выдерживают испытание.
Да, мы проходим супертест, когда пребываем в состоянии сильного эмоционального напряжения. Но если мы не сорвемся, жизнь поставит под нашей экзаменационной работой отличную отметку. Виктор Франкл весьма впечатляюще выразил это в следующих словах: «Зигмунд Фрейд когда-то говорил: "Давайте попробуем поставить некоторое количество самых разных людей в одинаковые условия голода (= в условия сильного эмоционального напряжения). С возрастанием голода все индивидуальные различия сотрутся, и вместо них появится однообразное выражение неукротимого побуждения (= все нравственно опустятся)"... Однако в действительности произошло, скорее, прямо противоположное. В концлагерях индивидуальные различия людей проявились отчетливей (= проступили их "истинные лица""). Свиньи демаскировались. И святые тоже. Голод сорвал с них маски.
Он был одинаков как в том, так и в другом случае. Но люди оказались очень разными»[3].
Да, они либо не справились с супертестом, либо прошли его блестяще. Однако давайте не будем припечатывать людей результатами теста, как это когда-то делалось при нашумевшем определении коэффициента интеллекта. Люди, не прошедшие супертест, особенно нуждаются в помощи — на психотерапевтическом, психологическом и человеческом уровне.
***
Но что делать, если ни один врач, ни один психиатр, никто из близких не проявит к нам участия, когда пробьет мрачнейший час нашей жизни — час полного одиночества и покинутости? «Там, наверху, Ты забыл про меня?» — поется в «Песне о Волге»[4].
В прекрасном стихотворении Рудольфа Отто Вимера звучит обещание, что помощь может быть послана нам, когда мы и не надеемся, и явиться в самых неожиданных образах.
Самый последний источник, к которому мы прибегаем, чтобы обрести силы и жить дальше, — это молитва.
Я помню случай с одной 91-летней пенсионеркой из-под Аугсбурга. Она попала под грузовик, который расплющил ей обе ноги. Первое, что она сказала, очнувшись в клинике после срочной ампутации, было: «Как прекрасно, что я еще живу!» Врачи были растроганы. На следующий день у нее появились сильные послеоперационные боли, но она говорила: «Какое счастье, что я не парализована!» Когда две недели спустя ей пообещали сделать протезы, она искренне обрадовалась, а увидев демонстрационный образец, воскликнула: «Замечательно, что сегодня умеют изготавливать такие совершенные приспособления!» Она принимала приходивших ее навестить друзей и соседей, сидя в инвалидном кресле. И у многих посетителей после разговора с ней заметно повышалось настроение. На нее обратили внимание журналисты, и ей пришлось дать несколько интервью. Когда наконец настало время примерить протезы, оказалось, что управиться с ними ей не так-то легко. Но она только удивлялась их совершенству: «Они гораздо подвижнее и гибче, чем мои бывшие
старые ноги!» Она обнимала и благодарила своего инструктора по лечебной физкультуре и то и дело повторяла: «Как мне хорошо! Вокруг меня такие добрые люди, а у меня теперь роскошные новые ноги... Господь действительно любит меня!»
«Нельзя стать мудрецом, не познав тьмы» (Герман Гессе). «Без экзистенциального потрясения не бывает познания реальности» (Габриэль Марсель). Боль и эмоциональное напряжение находят разрешение в мудрости и осознании сущности вещей. Каким образом? 91-летняя пенсионерка доверила журналистам свою тайну: «Я каждый день молюсь».
***
Мне хочется завершить эту книгу цитатой из Петера Вуста, бывшего профессора философии в Мюнстерском университете: «Если бы вы меня спросили, прежде чем я уйду, и уйду окончательно, нет ли у меня волшебного ключа, открывающего последнюю дверь к мудрости жизни, то я бы ответил: „Конечно есть". И этот ключ не рефлексия, как вы, возможно, ожидали бы услышать от философа. Это молитва. Молитва, если она творится с последней самоотдачей, дает внутреннюю тишину, дает детскую чистоту, дает объективность. Для меня человек врастает в пространство гуманности (не гуманизма) в той степени, в какой он в состоянии молиться, и молиться по-настоящему. Молитва знаменует собой последнее humilitas[5] духа. Постижение великих явлений бытия даруется только молящемуся духу. Лучше всего молитве учит страдание».[6]
Пожалуй, это завещание Петера Вуста — наилучший совет, который наша книга может дать своим читателям.
Примечания
[1] Gretchen-Frage(нем.) — здесь: вопрос совести. Гретхен — героиня трагедии «Фауст» И. В. Гете.
[2] Ф. Ницше. Воля к власти.
[3] Viktor E. Frankl, Der leidende Mensch, Huber, Bern, 1996, s. 158.
[4] «Wolgalied» — песня Ронни Вейланда из альбома «Русская душа».
[5] Смирение (лат.).
[6] Peter Wust, Gestalten und Gedanken, Kosel, Munchen, 1950, s. 266.