Читалка литературоведа Дмитрия Ивинского: «Читаю то, с чем работаю»
Фото: Иван Джабир |
Академические издания
Доступ к классике должен быть обеспечен изданиями, предоставляющими читателям возможность ознакомиться с текстами произведений, прошедшими критическую поверку, чем в первую очередь и занимается филология. Соответствующим образом, в круг постоянного чтения филолога входят научные («академические») издания, каждое из которых обладает собственным списком достижений и неудач. Назову здесь инициированное покойным Александром Сергеевичем Янушкевичем и выходящее с 1999 г. 20-томное собрание сочинений Василия Андреевича Жуковского, которое впервые позволило заинтересованным читателям оценить наследие этого недооцененного поэта если не во всей полноте (издание не завершено), то в приближении к ней; полное собрание сочинений и писем Константина Николаевича Леонтьева, одного из крупнейших консервативных мыслителей второй половины XIX в., с 2000 г. выпускаемое Пушкинским Домом и близящееся к завершению; первое научное собрание сочинений Афанасия Афанасьевича Фета, выходящее с 2002 г. и по существу заново открывающее этого, как ни странно, мало исследованного (хотя, вроде бы, «всем известного») автора; собрание сочинений Александра Александровича Блока, выходящее в ИМЛИ РАН… Из отдельных изданий, имеющих текстологическое значение, упомяну трехтомное фототипическое воспроизведение болдинских рукописей Александра Сергеевича Пушкина, подготовленное Пушкинским Домом (2013), двухтомное «Полное собрание стихотворений» Алексея Константиновича Толстого, выпущенное в серии «Литературные памятники» Владимиром Александровичем Котельниковым и Андреем Петровичем Дмитриевым, и двухтомное же полное собрание черновиков романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», подготовленное Еленой Юрьевной Колышевой и только что вышедшее вторым изданием в издательстве «Пашков дом».
Книги по истории науки
Второй круг чтения — переписка, дневники, воспоминания литераторов (и подготовленные на их основе биографические справочники), политических деятелей, ученых, дающие возможность увидеть историко-литературный процесс и историю науки изнутри. Изданий такого рода источников очень много; назову только некоторые из тех, к которым часто обращаюсь и которые, на мой взгляд, оказали и продолжают оказывать некоторое благотворное влияние на понимание литературной, общественной, политической ситуации в XIX — начале ХХ в.. Это подготовленные Игорем Алексеевичем Виноградовым и изданные ИМЛИ РАН трехтомник «Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников» и семитомник «Летопись жизни и творчества Гоголя»; том переписки князя Петра Андреевича Вяземского с Эрнестиной Фёдоровной Тютчевой, подготовленный Людмилой Викторовной Гладковой, мемуары графа Сергея Дмитриевича Шереметева (1844-1918), впервые собранные и выпущенные издательством «Индрик» в трех томах еще в 2001-2005 г.; переписка князя Владимира Петровича Мещерского (1839-1914) с великим князем Александром Александровичем, впоследствии с императором Александром III (выпущены в 2011-2018 г. издательством «Новое литературное обозрение»). Позднеимперский и советский периоды представляют, например, 105-й том «Литературного наследства», в который вошли «автобиографические своды» Андрея Белого, воспоминания Сергея Николаевича Дурылина «В родном углу», издание ранних дневников и переписки Виктора Максимовича Жирмунского (1891-1971), подготовленное Верой Викторовной Жирмунской-Аствацатуровой, двухтомная переписка академика Сергея Фёдоровича Платонова (1860-1933) с коллегами-историками, выпущенная Институтом славяноведения. Из источников по истории науки, относящихся уже только ко времени СССР, выделяется ставшая событием сравнительно недавно массированная публикация писем Юлиана Григорьевича Оксмана (1894-1970), позволяющая многое понять в истории советского литературоведения (отдельным изданием в 1998 г. вышла его переписка с Марком Константиновичем Азадовским [1888-1954], подготовленная к печати и прокомментированная Константином Марковичем Азадовским, после чего в течение нескольких лет, начиная с 2004-го, журнал «Русская литература» печатал обширную выборку писем ученого под общим заглавием «Искренне Ваш Юл. Оксман»).
Историко-литературные исследования
Наконец, третий круг — собственно историко-литературные исследования. Из изданий последнего времени я бы назвал второе издание книги Ольги Львовны Довгий о Кантемире, вышедшее под заглавием «Сатиры Кантемира как код русской поэзии», в которой впервые обсуждаются различимые следы влияний Кантемира на русских поэтов вплоть до пушкинской эпохи включительно и описываются различные формы его посмертного литературного инобытия; монографию моего коллеги Владимира Леонидовича Коровина «Книга Иова в русской поэзии XVIII — первой половины XIX в.», в которой систематизирован обширный и достаточно сложный материал и разобраны редко привлекающие внимание комментаторов стихотворения Николая Петровича Николева, Сергея Александровича Ширинского-Шихматова, Фёдора Николаевича Глинки; сборник статей Натальи Ивановны Михайловой «“Психея, задумавшаяся над цветком”: О Пушкине», адресованный не только специалистам, но и широкому читателю, и посвященный малоизученным эпизодам литературной биографии Пушкина; Андрея Михайловича Ранчина «Памятники Борисоглебского цикла» (2017), в которой вопросы истории текста памятников, посвященных святым Борису и Глебу, оказались тесно связаны с историей их церковного прославления.
Книги по истории Церкви
Вообще именно многообразные связи истории Церкви и истории литературы изучались либо поверхностно, либо просто мало — во всяком случае, если речь идет о XVIII–ХХ в., и до сих пор не вполне понятно, каков может быть язык и метод подобных исследований. Возможно, поэтому в последние годы мое внимание все чаще привлекают труды по истории Русской Православной Церкви, в том числе посвященные ее судьбам в ХХ веке, вводящие в научный оборот новые материалы. Некоторые из этих трудов позволяют уяснить не лежащие на поверхности особенности взаимоотношений власти и общества, в том числе связанные с историей литературы и философии, а вместе с тем и тонкие аспекты связей этих областей культуры с конфессиональной политикой власти. Одно из изданий такого типа начато в 2018 г. и обещает много нового: «Конфессиональная политика советского государства: 1917-1991»; на сегодняшний день вышли четыре книги первого из шести запланированных томов. Из монографических исследований я бы выделил принадлежащие активно публикующемуся священнику Александру Мазырину, в том числе исключительно содержательную книгу, написанную им совместно с Андреем Александровичем Кострюковым, «Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ХХ веке», позволяющую понять многое из происходящего на наших глазах.
Подготовила Светлана Мамонова