«Окно в Европу» прорубил мобильный телефон

В Выборге прошел ХХVII фестиваль российского кино «Окно в Европу». Главный приз жюри завоевала лента «Смерть нам к лицу» режиссёра Бориса Гуца, снятая на мобильный телефон. В прошлом году Гуц уже принимал участие в конкурсной программе с картиной «Фагот», снятой на смартфон, и получил тогда приз президента фестиваля Армена Медведева в виде старинного телефона с крутящимся диском. Очевидно, что жюри, отметив картину Гуца, в первую очередь оценила создание нового направления в отечественном кино, альтернативного традиционному производству при господдержке. «Если тебе есть, что сказать — бери телефон и снимай!», декларирует Гуц.
Кадр из фильма «Как новый»
Остальные награды — специальные призы — жюри игрового конкурса распределило следующим образом. Спецприз жюри «За актуальную трактовку классического сюжета о противостоянии личности обстоятельствам» был вручен социальной драме Натальи Назаровой «Простой карандаш», спецприз «За лучшую мужскую роль» получил актёр из Якутии Петр Садовников, исполнивший главную роль в фильме «Нет Бога кроме меня» режиссёра Дмитрия Давыдова, а спецприз «За авторский взгляд, форматирующий реальность героя» завоевала мощная лента Виталия Суслина «Седьмой пробег по контуру земного шара». Картина Суслина также получила приз критики «Слон», а исполнитель главной роли актёр Александр Карнаушенко удостоился приза имени Саввы Кулиша «За творческий поиск».
 

Два диплома жюри основного конкурса отправились фильму «Танец с саблями» режиссёра Юсупа Разыкова. Одним из дипломантов картины стал посмертно актёр Александр Кузнецов, исполнивший в фильме одну из лучших своих ролей. Зрители же отдали симпатии конкурсному фильму «Как новый» Евгения Шелякина. История пожилого русскоязычного грека, очнувшегося без памяти на тайском побережье, вызвала восторг и симпатии как простой публики, так и специалистов, атаковавших продюсеров фильма просьбами сменить название картины (до недавнего времени она называлась «Сенафон»). Перебрав десятки наименований, продюсеры остановились на «Как новый», но после очередной атаки поклонников фильма пообещали продолжить поиск подходящего имени и призвали всех неравнодушных делиться идеями.

 

Второе место в зрительском конкурсе «Выборгский счет» завоевала документальная лента Марианны Яровской «Женщины ГУЛАГа», также удостоенная специального приза жюри «За проникновенность образов и этической позиции». Бронза «Выборгского счета» отправилась в Якутию режиссёру Любови Борисовой за ленту «Надо мною солнце не садится». Главный приз конкурса «Копродукция. Окно в мир» завоевала поэтичная лента «Хроники ртути» режиссёров Саши Кулака и Бена Геза. А главный приз конкурса неигрового кино достался Алене Полуниной и картине «Своя республика», сделанной в Донбассе.

 

Среди внеконкурсных событий фестиваля самыми яркими стали премьеры новых картин Константина Худякова «Конец сезона» и Константина Лопушанского «Сквозь черное стекло», а также показ незаконченного альманаха «Обычные парадоксы небытия», который публике представил актёр, режиссёр и продюсер Гоша Куценко. В основу альманаха легла короткометражка Михаила Полякова «Время жить, время умирать», титулованная на многих фестивалях и даже завоевавшая премию «Золотой орёл». К ней авторы добавили ещё три новеллы, представляющие собой каскад трагикомических ситуаций с жителями Москвы. После первого показа на публике авторы внесут некоторые монтажные корректировки, и в новом сезоне лента выйдет прокат в улучшенной версии.

 

Кстати, большая часть картин в Выборге носила социально-политический оттенок, так что за пределами кинозала дискуссии порой выходили за рамки художественной коллизии. А впереди нас ждет сезон прокатный, где, как хочется надеяться, лучшие фильмы, показанные на отечественных кинофестивалях, встретятся с американскими блокбастерами.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале