Александр Галич: «Я не выбран. Но я – судья!»
|
"Влияние Галича чувствуется в творчестве таких музыкантов, как Андрей Макаревич и Юрий Шевчук". |
В таком качестве Галич явно был неудобен; его активная позиция и широкая популярность привели к вынужденной эмиграции, скитанию по свету и загадочной смерти в Париже в 1977 году.
Песни его - удачная стилизация под говор той эпохи и одновременно сатирический слепок с человеческой души. И осмеянию здесь подвергается все: двойная мораль «советских людей» в «Красном треугольнике», карьеризм в «Городском романсе», страшное равнодушие в «Старательском вальске»....
Галич внес в камерную атмосферу авторской песни ноту протеста - и, может быть, поэтому оказался близок русскому року: его влияние чувствуется в творчестве таких музыкантов, как Андрей Макаревич и Юрий Шевчук.
И все же есть у Галича одна вещь, стоящая особняком, - «Когда я вернусь», написанная еще до эмиграции и посвящённая не ужасам времени, а вечной теме возвращения человека домой. Эта песня ярче всего показывает талант Галича; ей мы и открываем нашу подборку.
Когда я вернусь
Когда я вернусь - ты не смейся, - когда
я вернусь,
Когда пробегу, не касаясь
земли, по февральскому снегу,
По еле
заметному следу к теплу и ночлегу,
И,
вздрогнув от счастья, на птичий твой
зов оглянусь,
Когда я вернусь, о, когда
я вернусь...
Послушай, послушай
- не смейся, - когда я вернусь,
И прямо
с вокзала, разделавшись круто с таможней,
И прямо с вокзала в кромешный, ничтожный,
раешный
Ворвусь в этот город, которым
казнюсь и клянусь,
Когда я вернусь,
о, когда я вернусь...
Когда я
вернусь, я пойду в тот единственный
дом,
Где с куполом синим не властно
соперничать небо,
И ладана запах, как
запах приютского хлеба,
Ударит меня
и заплещется в сердце моем...
Когда я
вернусь... О, когда я вернусь...
Когда
я вернусь, засвистят в феврале соловьи
Тот
старый мотив, тот давнишний, забытый,
запетый,
И я упаду, побежденный своею
победой,
И ткнусь головою, как в
пристань, в колени твои,
Когда я
вернусь... А когда я вернусь?
Старательский вальсок
Мы давно называемся взрослыми
И не платим мальчишеству дань.
И за кладом на сказочном острове
Не стремимся мы в дальнюю даль!
Ни в пустыню, ни к полюсу холода,
Ни на катере - к этакой матери...
Но поскольку молчание - золото,
То и мы, безусловно, старатели.
Промолчи - попадешь в богачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!
И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надежности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против, конечно, а за!
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду...
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание - золото.
Промолчи - попадешь в первачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!
И теперь, когда стали мы первыми,
Нас заела речей маята,
Но под всеми словесными перлами
Проступает - пятном - немота.
Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем - доходней молчание,
Потому что молчание - золото!
Вот как просто попасть в богачи,
Вот как просто попасть в первачи,
Вот как просто попасть в палачи -
Промолчи, промолчи, промолчи!
Красный треугольник
...Ой, ну что ж тут говорить, что ж тут спрашивать?
Вот стою я перед вами, словно голенький.
Да, я с Нинулькою гулял с тёти-Пашиной,
И в «Пекин» ее водил, и в Сокольники.
Поясок ей подарил поролоновый,
И в палату с ней ходил Грановитую,
А жена моя, товарищ Парамонова,
В это время находилась за границею.
А вернулась, ей привет - анонимочка:
Фотоснимок, а на нем - я да Ниночка!..
Просыпаюсь утром - нет моей кисочки,
Ни вещичек ее нет, ни записочки!
Нет как нет,
Ну, прямо - нет как нет!
Я к ней в ВЦСПС, в ноги падаю,
Говорю, что все во мне переломано,
Не серчай, что я гулял с этой падлою,
Ты прости меня, товарищ Парамонова!
А она как закричит, вся стала черная:
- Я на слезы на твои - ноль внимания!
Ты мне лазаря не пой, я ученая,
Ты людям все расскажи на собрании!
И кричит она, дрожит голос слабенький...
А холуи уж тут как тут, каплют капельки:
И Тамарка Шестопал, и Ванька Дёрганов,
И еще тот референт, что из органов,
Тут как тут,
Ну, прямо - тут как тут!
В общем, ладно, прихожу на собрание.
А дело было, как сейчас помню, первого.
Я, конечно, бюллетень взял заранее
И бумажку из диспансера нервного.
А Парамонова, гляжу, в новом шарфике,
А как увидела меня - вся стала красная.
У них первый был вопрос - «Свободу Африке!»,
А потом уж про меня - в части «Разное».
Ну, как про Гану - все в буфет за сардельками,
Я и сам бы взял кило, да плохо с деньгами,
А как вызвали меня, я сник от робости,
А из зала мне кричат: «Давай подробности!»
Все, как есть,
Ну, прямо - все, как есть!
Ой, ну что ж тут говорить, что ж тут спрашивать?
Вот стою я перед вами, словно голенький.
Да, я с племянницей гулял с тёти-Пашиной,
И в «Пекин» ее водил, и в Сокольники.
И в моральном, говорю, моем облике
Есть растленное влияние Запада.
Но живем ведь, говорю, не на облаке,
Это ж только, говорю, соль без запаха!
И на жалость я их брал, и испытывал,
И бумажку, что я псих, им зачитывал.
Ну, поздравили меня с воскресением:
Залепили строгача с занесением!
Ой, ой, ой,
Ну, прямо - ой, ой, ой...
Взял я тут цветов букет покрасивее,
Стал к подъезду номер семь, для начальников.
А Парамонова, как вышла, - вся стала синяя,
Села в «Волгу» без меня и отчалила!
И тогда прямым путем в раздевалку я,
И тете Паше говорю, мол, буду вечером.
А она мне говорит: «С аморалкою
Нам, товарищ дорогой, делать нечего.
И племянница моя, Нина Саввовна,
Она думает как раз то же самое,
Она всю свою морковь нынче продала,
И домой, по месту жительства, отбыла».
Вот те на,
Ну, прямо - вот те на!
Я иду тогда в райком, шлю записочку:
Мол, прошу принять, по личному делу я.
А у Грошевой как раз моя кисочка,
Как увидела меня - вся стала белая!
И сидим мы у стола с нею рядышком,
И с улыбкой говорит товарищ Грошева:
- Схлопотал он строгача - ну и ладушки,
Помиритесь вы теперь, по-хорошему!
И пошли мы с ней вдвоем, как по облаку,
И пришли мы с ней в «Пекин» рука об руку,
Она выпила «Дюрсо», а я «Перцовую»
За советскую семью образцовую!
Вот и все!
Городской романс (Тонечка)
...Она вещи собрала, сказала тоненько:
«А что ты Тоньку полюбил, так Бог с ней, с Тонькою!
Тебя ж не Тонька завлекла губами мокрыми,
А что у папы у её топтун под окнами.
А что у папы у её дача в Павшине,
А что у папы у её холуи с секретаршами,
А что у папы у её пайки цековские
И по праздникам кино с Целиковскою!
А что Тонька-то твоя сильно страшная -
Ты не слушай меня, я вчерашняя!
И с доскою будешь спать со стиральною
За машину его персональную...
Вот чего ты захотел, и знаешь сам,
Знаешь сам, да стесняешься,
Про любовь твердишь, про доверие,
Про высокие про материи...
А в глазах-то у тебя дача в Павшине,
Холуи да топтуны с секретаршами,
И как вы смотрите кино всей семейкою,
И как счастье на губах — карамелькою!..».
Я живу теперь в дому - чаша полная,
Даже брюки у меня - и те на «молнии»,
А вино у нас в дому - как из кладезя,
А сортир у нас в дому - восемь на десять...
А папаша приезжает сам к полуночи,
Топтуны да холуи тут все по струночке!
Я папаше подношу двести граммчиков,
Сообщаю анекдот про абрамчиков!
А как спать ложусь в кровать с дурой с Тонькою,
Вспоминаю той, другой, голос тоненький.
Ух, характер у нее - прямо бешеный,
Я звоню ей, а она трубку вешает...
Отвези ж ты меня, шеф, в Останкино,
В Останкино, где «Титан» кино,
Там работает она билетершею,
На дверях стоит вся замерзшая.
Вся замерзшая, вся продрогшая,
Но любовь свою превозмогшая!
Вся иззябшая, вся простывшая,
Но не предавшая и не простившая!