Страна с непредсказуемым прошлым, или Зачем нам ностальгия
Первым, что попалось на глаза, когда вошли на территорию, была тумба, обклеенная афишами советских фильмов: «Полосатый рейс», «Берегись автомобиля» — классика. Следом — просторный деревянный танцпол, синий фургон (оказалось, тир, и даже с посетителями). С другого конца площадки доносился стук шарика для настольного тенниса под аккомпанемент громкоговорителя — тех самых бодрых и всегда чему-то радующихся голосов. Дети играли в шашки на доске метр на метр, лежащей прямо на земле, несколько взрослых в палатке напротив «резались» то ли в домино, то ли в шахматы. На детской площадке с большими фигурами героев советских мультфильмов стоял вечный красный грибок — такие до сих пор растут в провинциальных песочницах. Все это производило впечатление заброшенного пионерского лагеря.
Есть лица, свойственные только одной эпохе. Если увидишь их на фотографиях 10-х, точно поймешь, что их не может быть на фото 30-х, а лиц с фотокарточек 70-х не найти на кадрах 90-х. У парня в милицейской форме, патрулировавшего тротуар вокруг раритетного желтого мотоцикла, было очень советское лицо, и в своей форме он выглядел крайне органично. При обращении, честно играя роль, взял под козырек и вместо «здравствуйте» пожелал здравия.
— По субботам здесь обычно оживленнее. Вот там, — он указал в сторону пустующего танцпола, — проводятся дефиле советской моды и мастер-классы по танцам. Думаю, экспозицию еще расширят — выставку продлили до одиннадцатого, а может быть, и до сентября.
— Пользуется спросом?
— Люди приходят, вспоминают. Да и сейчас идет волна воспоминаний на фоне политических событий, народ сравнивает прошлое с настоящей действительностью. Ностальгирует по стабильности.
«Ностальгия» и «стабильность» — слова, без которых не обходится никакой разговор о Советском Союзе. Причем не всегда понятно, что ассоциируется у людей с СССР: их молодость, образ жизни или политическая система. Большинство, скорее всего, сами не отдают себе отчета, просто «раньше было лучше» (или хуже — кому как).
Понятно, если так кажется взрослым людям, но ведь за «лучше» или «хуже» выступают многие подростки, имеющие явно схематичное представление об СССР. Какой образ Советского Союза оседает в сознании людей? Как он изменился за последние тридцать лет? Что заставляет обращаться к этой эпохе и зачем людям возвращать «советскую атмосферу»? Этими же вопросами задаются социологи и политологи.
Андрей Зверев, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ и кафедры социальных коммуникаций РГГУ
Нужно начать с того, что одной из причин распада Советского Союза было недоверие к самой системе. К 1980-му году должны были построить коммунизм, к 1990-му должна была быть реализована продовольственная программа, к 2000-му [Михаил] Горбачев обещал каждому по квартире. Все эти ожидания не оправдывались. Когда появился Борис Ельцин, предложивший демократические перемены, перспективы показались привлекательными и его система получила поддержку, а недовольство Советским Союзом вышло на первый план. Но в период реформ [Егора] Гайдара люди не только не стали жить лучше, а даже хуже. Это и была точка отсчета, с которой отношение к СССР от негативного переходило сначала в нейтральное, а затем в позитивное. Такое происходило еще и потому, что многие ценности и категории качества были усвоены всеми в советский период и в дальнейшем именно этим определялись.
Многое в образе СССР, что транслируется сейчас, связано с ностальгией по прошлому — те же фильмы, музыка, образ жизни. Исследование, которое проводит наша кафедра в МГУ, показывает, что молодежь в качестве протоидеальной модели жизни представляет именно модель СССР, которую им предоставляют частично СМИ, частично воспоминания родных. Например, вспоминают, что советский человек четко понимал, какие задачи перед ним стоят и чего он может достигнуть. Отсюда и происходила стабильность. С другой стороны, эта молодежь воспитывается в абсолютно другой среде — цифровой — и многое воспринимает с протестом.
Сам же образ Советского Союза несет в себе большую смысловую нагрузку. Социалистическая система имела под собой определенную философскую основу. Многие коммунистические идеи были переняты западным обществом: та же толерантность, то есть равенство — это в каком-то смысле коммунистическая идея. Современная же власть до сих пор не предложила четких понятий и смыслов.
Елена Шестопал, заведующая кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ
Сегодня оценка нынешней власти хуже, чем оценка советской. Так было и в ельцинский период, и это не проявление ностальгии. Даже молодые люди стали оценивать советское общество более позитивно, и связано это, прежде всего, с отрицанием современной действительности.
В модели советского прошлого ценят прежде всего возможность равенства и справедливости. Эти две ценности — равенство и справедливость — приписываются советской системе всеми гражданами: молодыми и пожилыми, образованными и необразованными. Такой образ не столько создается официальной пропагандой, до сих пор не определившейся с оценкой этого периода, сколько существует в массовом сознании.
Официальной же точки зрения на Советский Союз не существует. С одной стороны, наш президент утверждает, что развал СССР был величайшей геополитической катастрофой, с другой стороны, существует противоположная точка зрения, и СМИ либеральной направленности продолжают отрицательно относиться к этому периоду. Даже в учебниках никакой однозначной трактовки нет. У нас, как говорится, «страна с непредсказуемым прошлым». Но и образ будущего так и не сконструирован, и этот вопрос останется не решен до тех пор, пока мы не дадим общей научно-исторической оценки прошлому.
Азат Рахманов, профессор кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ
Отношение российского общества к СССР в последние 20 лет заметно изменилось в сторону симпатии. Для значительной — и все увеличивающейся — части населения нашей страны СССР предстает как идеал, потерянный золотой век, позитивный антипод современной России.
Есть два потока подобных настроений. Во-первых, СССР предстает как государство социальной справедливости, защищенности, стабильности, в котором каждый честно работающий имел бесплатные образование и медицинскую помощь, получал бесплатное жилье, пользовался уважением и не опасался будущего, практически не сталкивался с межнациональными конфликтами, коррупцией, наркоманией, проституцией. Во-вторых, СССР был великой державой с высоким авторитетом во всем мире. Этот авторитет опирался, с одной стороны, на мощную многоотраслевую индустриальную экономику, с другой — на представление об СССР как стране с прогрессивным социальным строем, который служил человеку труда.
Современная Россия — это страна олигархического капитализма на глиняных ножках сырьевой экономики и всепроникающего PR, страна с высоким уровнем социального неравенства, социальной несправедливости и коррупции, а из атрибутов великодержавия у нее остались только военная мощь и огромная территория. Императору Александру III приписывают фразу, что у России есть только два союзника — армия и флот. Я бы сказал, что, к великому сожалению, у современной России есть только три союзника — нефть, газ и RussiaToday.
Наталья Карпова, доцент кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета МГУ
Обращение к советскому прошлому — это реакция массового сознания в условиях социально-экономической неопределённости и нестабильности. В современных условиях, когда более 20 миллионов человек находятся за чертой бедности и социальная дифференциация достигает критических размеров, общество элементарно хочет и ищет справедливости. В этом смысле советская система выступает в качестве идеала социального государства.
При этом советская реальность рождала героев. Были великие победы — не только в войне, но и в науке, в спорте. Это история, которой можно гордится, и эта гордость одна для всех. В этой гордости народ един.
Поэтому власть делает все возможное, чтобы поддержать этот образ. Одним из показательных примеров является обновление ВДНХ к своему 80-летию. Это, по сути, гимн Советскому Союзу, и народу это нравится.
* * *
Получается, обращения к советской эпохе сводятся к одному — поиску смысла и хоть каких-то моральных ориентиров. По ним ностальгируют, за ними идут в «парки советского периода». Вот только организаторы забывают, что «один из главных символов советской эпохи», Останкинская телебашня, уже пережила кровопролитный штурм в 1993-м году и пожар в 2000-м. Так что растянутый на заборе транспарант «Жить стало лучше, жить стало веселее!» выглядит довольно двусмысленно.
Фото Джульетты Карапетян