Томские ученые: зависимость от мобильных устройств можно победить
Фото: Inter-nauka.com |
Об этом сообщает «Москва24».
«В смартфоне в любую свободную секунду»
По словам Юлии Якуниной, номофобия — это действующее название зависимости от устройств, которым сейчас пользуются европейские исследователи. На первый взгляд кажется, что этим «недугом» страдает большинство россиян: смартфон стал неотъемлемой частью жизни, работы, учебы людей практически всех возрастов.
Однако, утверждает Якунина, паниковать не стоит: простое повседневное пользование телефоном — это еще не болезнь: «Бить тревогу нужно, когда человек обращается к своему смартфону в любую свободную секунду без явной на то нужды. В то же самое время, оставшись совсем без телефона зависимый начинает испытывать непроходящую тревогу из-за своего отсутствия в информационном поле».
«Согласно результатам зарубежных исследований, «больной» человек начинает себя отстранять от реального общения. Это в большей степени свойственно предпринимателям и людям, работающим на серьезных должностях, — живое общение становится роскошью, они постоянно в телефонах в силу большой нагрузки. И постепенно смартфон перестает быть для них просто средством общения», — цитирует Якунину издание.
В томском учреждении разработали и способ борьбы с новой зависимостью информационного общества. Методика основана на тренировке мозговой активности путем получения информации о том, как работает мозг человека.
В рамках «терапии» человеку на голову вешают нейрогарнитуру — устройство, которое считывает информацию о том, как работает тот или иной участок мозга, и отображает ее на мониторе с помощью визуальных индикаторов. Прибор может показать, как, например, работает память при определенных действиях или как работает участок мозга, отвечающий за стрессоустойчивость.
Фото: 2gis.ru |
«Бояться не стоит: устройство никак не влияет на организм человека, а только считывает информацию», — утверждает Юлия Якунина.
Однако знание — это еще не «лечение». На основе информации, которая появляется на экране с помощью ментальных упражнений человек может натренировать определенные и необходимые ему навыки. Он сможет понять, что он испытывает, когда вновь и вновь возникает потребность обратиться к своему телефону: поняв проблему, с помощью специальной методики ее можно исправить.
«У предпринимателей, например, гаджетозависимость может быть связана с большим количеством испытываемого стресса. То есть человек не зависим от телефона, но с помощью него он пытается решить проблему. Проблема — это тревога остаться за бортом информационного потока. Здесь телефон как способ справиться со стрессом. Раньше для этого курили», — объясняет специалист.
Когда проблема обнаружена, мозг можно натренировать так, чтобы он со временем научился сам ее решать.
«Выработать определенный навык. Даже простые дыхательные упражнения могут помочь расслабляться. Когда стресс снят, телефон уже не нужен. И чем дольше вы можете находиться в таком состоянии, тем больше ваш мозг привыкает. С помощью такой техники на таких тренировках можно прокачать все», — утверждает Якунина.
«Гаджеты обедняют внутренний мир»
Якунина отмечает: можно относиться к проблеме несерьезно, однако, согласно исследованиям европейских ученых, последствия номофобии — слуховые галлюцинации: «Например, человеку все время кажется, что телефон звонит, хотя ничего такого не происходит. Это психическое расстройство».
В свою очередь, физиолог и академик РАН Святослав Медведев про номофобию и слуховые галлюцинации услышал впервые, но в целом с потенциальной опасностью гаджетов согласен: «Их постоянное присутствие резко обедняет внутренний мир. Это все равно что смотреть фильм и читать книгу. Во время чтения вы фантазируете, чтобы представить героев, вместе с автором познаете причинно-следственную связь поступков тех или иных персонажей. Когда вы смотрите фильм, вам и думать не надо о том, как выглядит герой, и задумываться о его поступках тоже».
Фото: Mann.tv |
По словам академика, то же самое и с постоянной жизнью в смартфонах: «Это как книга «Ромео и Джульетта», только на трех страницах. Общение в смартфоне — это сокращенный вариант личного разговора: без размышлений над реакцией собеседника, без оценки языка его тела. Основная проблема — отсутствие личного контакта».
И хотя проблему Медведев признает, но с предложенным в Томске решением он не совсем согласен: «Любая зависимость лечится, только вот вопрос — стоит ли ее вылечивать или не стоит?»
«Мы можем сделать так, чтобы человек вообще перестал что-то делать, но чего мы сделать не можем — так это того, чтобы человек делал что-то в меру. Например, как с лечением наркотической зависимости: человек должен полностью отказаться от наркотиков, а не научиться принимать их в меру», — заключил академик.
Однако Юлия Якунина уверена: самодисциплина, которая практикуется в рамках предлагаемой учреждением «терапии», поможет исцелиться: «Вы только тренируете свою дисциплину. Это не приводит к полному отказу и социальной изоляции. К телефону нужно относиться спокойно — не пользоваться им, когда нет прямой надобности».
«Гаджеты — только инструмент»
В то же время психологи наличие зависимости от смартфонов отрицают.
«Ключ такой нехимической зависимости в том, что у человека есть проблемы, и он пытается решить их с помощью какого-либо инструмента. А интернет и гаджеты — один из путей наименьшего сопротивления», — рассказал порталу специалист по интернет-зависимости Александр Корпусов.
Он добавил: «С химическими зависимостями объект зависимости вызывает эту самую зависимость. А что касается нехимических зависимостей, это скорее инструмент для получения какой-то выгоды. А гаджеты — идеальный вариант для расслабления или решения каких-либо психологических проблем. Хочешь — с друзьями общайся, хочешь — кино посмотри: огромный диапазон действий. Поэтому чтобы победить нужду в мобильном телефоне, нужно понять и удалить первопричину такой активности».
В целом, уверен Корпусов, метод, разработанный в Томске, может помогать, но очень ситуативно: «С тем же успехом можно использовать всякие медитативные техники. Возвращаясь к примеру Якуниной — если у предпринимателей проблема в тревоге и в потребности постоянного контроля информационного поля, которая приводят к необходимости в гаджетах, нужно решать именно проблему тревоги и контроля, тогда потребность в гаджетах отпадет сама».
Фото: Inter-nauka.com |
Той же точки зрения придерживается клинический психолог, аддиктолог и эксперт по вредным привычкам и психологии здоровья Михаил Хорс: «Это зависимость не от гаджетов, а от информационного пространства, доступ к которому они обеспечивают. Такая зависимость — явление психологическое, первый путь к победе — ее осознание. Когда человек принимает тот факт, что зависимость есть, дифференцирует себя от зависимости, то есть перестает считать, что это он хочет, например, постоянно заглядывать в телефон. Осознает, что это болезнь заставляет его это делать. Тогда он должен искать внутренний ресурс для борьбы».
Таким образом, Хорс уверен, что мозговые импульсы, с которыми работают в томском центре, здесь «вообще ни о чем»: «Таких «игр с мозгом» много. Только главное в решении проблемы — ее осознание».
Он также напомнил, гаджеты — это только инструмент. А зависимость у человека вызывает информационное поле, притом — особые его части.
«Именно виртуализированная информационная среда является наркотиком. То есть социальные сети вызывают зависимость, а новостной портал — он может служить зависимостью, если мы раскачиваем свою психику новостями — либо очень положительными, либо очень отрицательными. Если мы воспринимаем новости как новости, то зависимости не будет. Поэтому доводить себя до крайности не стоит. Зависимость нельзя полностью победить, ее можно только купировать. А жить вне информационного поля вообще — ну сложно себе такое представить», — отметил Хорс.
Он посоветовал соблюдать так называемую информационную гигиену. Держать пользование интернетом и получение данных из Сети в балансе с личным общением и прочими активностями.
Крупнейшая в России сеть нейротрениговых центров
Центр развития мозга — это крупнейшая в России сеть нейротрениговых центров, работающая с беспроводным оборудованием новейшего поколения.
Центр начал свою работу в 2013 году как учреждение, оказывающее помощь детям с нарушениями внимания, проблемами усидчивости и другими нарушениями.
Занимается передовыми аппаратными средствами обучения людей и сосредоточен на достижении клиентами измеримого результата.
Фото: 2gis.ru |
В данный момент центр использует технологии электро-энцефалографической биологической обратной связи и негативного подкрепления условных рефлексов. А также ведет исследования в области бинауральных ритмов и других способов быстрого и эффективного обучения людей различным навыкам.
В 2014 году свои двери открыл Центр помощи школьникам с СДВГ «Умные дети». За год Центр посетили около 300 детей. в 2015 году Центр «Умные Дети» провёл успешный эксперимент, в котором изучалось воздействие занятий с нейрогарнитурами на качество результатов ЕГЭ. Все школьники, прошедши занятия по технологии НейроБОС успешно сдали экзамены.
В том же году было решено преобразовать Центр «Умные Дети» в Центр Развития Мозга. Сотрудники центра вместе с привлечёнными талантливыми программистами разработали свою собственную программу нейротренингов. Центр открыл свои двери не только для детей, но и для взрослых.
Сотрудники Центра развития мозга считают, что каждый человек может развивать себя, если будет это делать научно-проверенными способами.
Сегодня Центр предлагает широкий спектр тренингов: развитие внимания, развитие памяти, скорочтение, интеллект и многое другое.