В России продолжают быть популярными книги детской писательницы Энид Блайтон
Книги Энид Блайтон — это приключенческая детская литература, иногда с элементами фэнтези. Они были и до сих пор остаются чрезвычайно популярными в Великобритании и во многих других странах мира, в том числе и России. Произведения писательницы переведены на более чем 90 языков, включая такие, как китайский, нидерландский, финский, французский, немецкий, иврит, и многие другие, сообщает Мел.фм.
По одной из оценок, Блайтон — пятая по популярности автор переводной литературы во всём мире. Так, согласно Указателю Переводов ЮНЕСКО (Index Translationum), к 2007 году было учтено более 3400 изданий переводов её книг. В этом отношении она уступает Уильяму Шекспиру.
В России также не угасает интерес к книгам Блайтон. Лучшие и самые популярные ее произведения, в том числе серии «Знаменитая пятёрка», Счастливая семёрка» и «Пять юных сыщиков» выпускает издательство «Азбука-Аттикус».
Биография Энид Блайтон
Энид Блайтон родилась в 1897 году в Лондоне. Она была старшей дочерью в семье Томаса Кэри Блайтона, торговца ножевыми изделиями,и его жены Терезы Мэри. Помимо Энид в семье были ещё два младших сына, Хэнли и Кэри, родившихся после того, как семья переехала в близлежащий пригород Бекенхем.
С 1907 по 1915 гг. Энид обучалась в школе Святого Кристофера для девочек в Бекенхеме. Ей одинаково хорошо удавалась как академическая работа, так и физическая активность. Не давалась лишь математика.
В автобиографии «История моей жизни» она пишет: «…мой отец любил сельскую местность, любил цветы, птиц и диких зверей и знал о них больше, чем кто-либо из моих знакомых. Более того, он охотно брал меня с собой в экспедиции и делился своей любовью к знаниям!»
В 1910 году, когда Энид было 12, ее отец ушёл из семьи. В то время распад брака был скандалом, и Тереза заставила детей говорить, что отец уехал в командировку. Это событие сильно повлияло на жизнь Энид. Любимая дочь почувствовала себя ненужной. Ложь и притворство, в которых семья жила долгие годы, породило в Энид склонность скрывать всё неприятное и надевать маску. В 1951 году она вплела этот травмирующий опыт в роман «Шесть плохих мальчишек».
Первые шаги в писательстве и первые публикации
Первые шаги в писательстве Энид сделала ещё в школе Святого Кристофера. Вместе с подругами Мирабель Дэвис и Мэри Аттенборо она создала журнал под названием Dab (по первым буквам фамилий участниц), для которого писала короткие рассказы. Энид считалась активной ученицей: организовывала школьные концерты, была чемпионкой по теннису и капитаном команды по лакроссу, блистала в искусстве и естествознании, а в последние два года её назначили старостой школы. У неё был талант к музыке, и родители думали, что она пойдёт по стопам тёти Мэй, сестры отца.
Но чем старше становилась Энид, тем чаще она предпочитала игре на фортепиано сочинение историй. В 1916 году она отказалась от места в музыкальной школе Гилдхолл и поступила в Ипсвичскую среднюю школу, чтобы стать учительницей.
Она знала, что хочет писать для детей, и профессия преподавателя позволила ей сблизиться с ними и изучить их интересы.
Впоследствии она не только преподавала в подготовительной школе для мальчиков, но и на четыре года стала гувернанткой четырёх братьев Томпсон. Позже Энид призналась, что это было самое счастливое время в её жизни.
Энид упорно продолжала писать и не сдавалась, раз за разом получая отказы. Наконец её рассказы и статьи начали публиковать в периодических изданиях, в том числе в «Мире учителя». В 1922 году вышла её первая книга «Детский шёпот» — тонкий томик стихов. Через год она опубликовала уже более 120 произведений.
Решающим в писательской карьере Энид Блайтон стало знакомство с Хью Александром Поллоком, за которого она вышла замуж в 1924 году. Хью работал редактором книжного отдела в издательстве и взял на себя продвижение сочинений. Он научил жену пользоваться печатной машинкой, благодаря чему она развила невероятную скорость — на пике своих способностей Энид выстукивала около десяти тысяч печатных слов в день.
В одном из писем к своему психологу Питеру Маккелару Энид призналась, что всего за пять дней написала книгу «Река приключений», состоящую из 60 тысяч слов. Поллок научил Энид правильно презентовать себя как писателя и рассказал о деловой стороне работы: как составлять контракты и договариваться о выгодных гонорарах.
В начале пути Энид Блайтон пыталась нащупать собственный литературный стиль, характер, отчасти подражая уже состоявшимся авторам. Она придумала истории про двух кроликов, напоминающие рассказы другой британской детской писательницы и художницы — Беатрис Поттер. Но вскоре нашла свой голос, сделавший её одной из самых переводимых писателей в мире.
В 1926 году Блайтон основала собственный журнал Sunny Stories («Солнечные истории»). Он просуществовал 26 лет, пока писательница не отказалась от него в пользу журнала, названного её именем. Оба издания помогли ей сформировать преданную читательскую аудиторию и сделать своё имя брендом. Она публиковала рассказы, новостные передовицы, даже создала несколько клубов по интересам, куда могли вступить дети: «Занятые пчёлы» (помогали животным), «Клуб Великолепной пятёрки» (собирали деньги для детских домов), общество «Солнечный луч» (оказывали помощь слепым детям) и «Клуб журнала» (собирали деньги для детей, страдающих церебральным параличом).
Когда журнал «Энид Блайтон» закрылся, четыре сообщества насчитывали около 500 тысяч человек. За шесть лет они собрали около 35 тысяч фунтов стерлингов — огромная сумма в то время.
Одна из наиболее успешных подростковых писательниц XX века
Настоящий успех пришёл к Блайтон в 1938 году, когда вышла первая повесть «The Secret Island» («Секретный остров»): четверо детей убежали из дома на остров, чтобы спрятаться от взрослых и вести самостоятельную жизнь. Возраст героев не назывался, поэтому любой маленький читатель мог примерить историю на себя. Эти приключения так понравились детям, что на публикацию книг не повлияла даже война, заморозившая почти всю издательскую деятельность Великобритании.
В 1942 году вышла одна из самых известных книги Энид Блайтон «На острове сокровищ» — первая в серии «Знаменитая пятёрка». Два брата, Джулиан и Дик, и сестра Энн поехали на летние каникулы к своему дяде Квентину в Киррин-коттедж. Там они познакомились с кузиной Джорджиной, которая хочет быть мальчиком и требует называть себя Джордж. Вскоре четверо детей вместе с собакой отправились на поиски сокровищ.
Словами своих героев Блайтон просто и забавно говорила о всевозможных детских проблемах: отношениях между мальчиками и девочками, родителями и детьми, недоверии к взрослым и так далее. Популярность была огромной, а имена персонажей стали в Великобритании нарицательными.
Маленьким читателям ужасно нравились истории про расследования, тайны, приключения и настоящую дружбу. И Блайтон продолжала их рассказывать уже в других сериях — «Секретная семёрка» и «Пять юных сыщиков».
Энид Блайтон оказалась той, кто проложил дорогу для популярности Джоан Роулинг и её «Гарри Поттера», где тоже есть детективный сюжет.
Кроме детективов, она написала волшебные повести: о чудо-дереве, о феях и троллях, о деревянном человечке Нодди, напоминающем Пиноккио. Существуют два популярных несказочных цикла о школах-интернатах: «Malory Towers» («Мэлори Тауэрс») и «St. Claire’s» («Сен-Клер»).
В 1931 году у Энид Блайтон родилась старшая дочь Джиллиан, а в 1935-м — младшая Имоджен. Она продолжала много писать и в воспитании детей полагалась на прислугу. Актриса Хелена Бонем Картер, которая сыграла Блайтон в фильме, характеризовала писательницу так: «Она была невероятно современной. Она была полным трудоголиком и зависела от достижений, словно наркоман».
За свою жизнь Энид Блайтон выпустила до 800 произведений, которые и сегодня переиздаются миллионными тиражами ежегодно.
Критика
Энид Блайтон часто подвергалась нападкам критиков. Библиотекари, учителя, журналисты и родители обвиняли её произведения в посредственности.
Многие из её книг были признаны непригодными для чтения детьми и изъяты из учебных планов и публичных библиотек
С 30-х по 50-е годы BBC фактически запретила ставить аудиоспектакли по книгам Блайтон на радио, назвав её работы лишенными литературных достоинств. Но Энид Блайтон не интересовали взгляды кого-либо старше 12 лет. Она утверждала, что половина нападок — это ревность, а остальные исходят от «глупых людей, которые не знают, о чём они говорят, потому что никогда не читали ни одной из моих книг».
Энид Блайтон с экземпляром своей автобиографии «История моей жизни» |
В 2008 году по заказу оргкомитета литературной премии Costa Book Awards компания One Poll опросила более двух тысяч британцев, чтобы узнать, кто же их любимый писатель. Первое место заняла Энид Блайтон. В десятку вошли Роальд Даль, Джоан Роулинг — второе и третье место, и далее по убыванию Джейн Остин, Уильям Шекспир, Чарльз Диккенс, Джон Р. Р. Толкин, Агата Кристи, Стивен Кинг и Беатрис Поттер.
Об одной из книг Энид Блайтон Корней Чуковский писал: «Всех превзошла Энид Блайтон. В роли опытной сыщицы она вывела необыкновенно смышлённую восьмилетнюю девочку, которая своим интеллектом перещеголяла знаменитых сыщиков и регулярно оставляет в дураках профессионального полицейского Гуна. Книжка эта появилась в английском издательстве «Dragon» («Дракон»), которое печатает сыщицкие истории для малых детей от 6 до 8 лет («Синий Дракон») и от 8 до 12 лет («Красный дракон»)».
Причины популярности
Почему её книги стали популярными и остаются такими до сих пор? Психолог Майкл Вудс считал, что писательница отличалась от многих других авторов, пишущих для детей. Он предположил, что Блайтон «была ребёнком, она думала как ребёнок и писала как ребёнок… У Энид Блайтон нет моральных дилемм…». Но, помимо психологических, существуют и другие причины.
Блайтон сформировала преданную и заинтересованную аудиторию благодаря журналам «Солнечные истории» и «Энид Блайтон», как это происходит сейчас на страничках писателей-блогеров. Такое общение с читателями помогло ей лучше понять их интересы и потребности и, конечно, анонсировать выход новых книг.
Блайтон создавала большие серии книг. Дети могли расти вместе с героями и с их помощью решать присущие разному возрасту проблемы.
При этом персонажи Блайтон живут в мире, где сразу понятно, что такое хорошо, а что — плохо. В её книгах нет многослойности, а прямолинейный, без излишеств сюжет действует успокаивающе и помогает детям спрятаться от хаотичного реального мира в логичной и понятной им истории.
В XXI веке книги Блайтон — напоминание о свободе, о приключениях, когда игры на свежем воздухе или прогулки с собакой становятся захватывающими, если использовать своё воображение, желательно придумав какую-нибудь детективную загадку, чтобы было ещё интереснее.
Благодаря чувству ностальгии книги Блайтон популярны среди взрослых, а современным детям они дают самое важное — умение играть и фантазировать.