«Два Папы»: агитка или находка?
Действительно, актерский дуэт Джонатана Прайса и Энтони Хопкинса, сыгравших ныне действующего Римского Папу Франциска и находящегося на покое Бенедикта XVI, впечатляет именно внятной игрой, решающей задачи сценария Энтони Маккартена («Богемская рапсодия», «Тёмные времена»). В противовес новомодному сериалу «Молодой Папа» и его сиквелу «Новый Папа» итальянца Паоло Соррентино, в «Двух Папах» нет высоколобого постмодернизма и всепроникающей иронии. Это куда более понятное кино, хотя и не более жизнеподобное: кажется, о фигуре масштаба Папы Римского, тем более такой противоречивой, как Франциск, ничего реалистичного снять невозможно. Даже документальный проект Вима Вендерса «Папа Франциск. Человек слова» (2018), выполненный в манере «разговора без ведущего», не избегает крайностей: вот понтифик в своем мировом турне едет на смешном «Фиате» в окружении джипов с мигалками, целует ноги заключенных и возлагает руки на больных, а вот он сидит перед вами и говорит простые слова, попадающие в цель, если немного привстать на цыпочки. И там, и там понтифик, по словам самого Вендерса, не пытается ничего сыграть, но за человека играет его статус, его миф, его, в конце концов, свита.
В картине Мейреллиша Франциск предстает остроумным, веселым и простым, понятным, близким и в то же время утонченным, остро чувствующим несправедливость мира и его гармонию. В игре «Его Воробейшества» Джонатана Прайса много тепла и харизмы. Но фигура Папы, как и в жизни, вызвала не только восторги зрителей. Многие консервативно настроенные католики с тревогой и волнением смотрят на деятельность бывшего аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо, его тесный контакт с мусульманским миром, иудаизмом, буддизмом и даже с языческим культом праматери-земли Пачамамы, распространенным среди аборигенов Амазонии. Критикам из этого лагеря фильм Мейреллиша кажется чуть ли не агиткой, призванной очернить образ Бенедикта XVI — «нервного, полуслепого старика в исполнении актера, игравшего главного маньяка XX века Ганнибала Лектора».
Памятуя обо всём этом, особенно интересно наблюдать, как из скромного, но пламенного иезуита (Франциска в молодости играет актер Хуан Минухин, напоминающий изяществом и цельностью Адриана Броуди) вырастает первый понтифик из Нового Света. В «Двух Папах» представлены основные вехи его биографии: уход в монашеский орден буквально из-под брачного венца, годы «Грязной войны» и жестокого правления хунты, обвинения в коллаборционизме, окормление беднейших слоёв населения и жизнь в нестяжательстве и простоте. Всё это подано линейно, просто, без лишних изысков и в то же время с удивительным тактом.
Слоган картины «Вдохновлено настоящими событиями» следует воспринимать буквально. Фрагменты реальной истории — избрание умнейшего, но не очень популярного германского кардинала Йозефа Ратцингера, его неожиданное отречение спустя восемь лет, новый конклав и победа «кардинала из трущоб» Бергольо — поданы как второстепенные, фоновые события, полудокументальная телехроника или красочная театральная постановка. Настоящей реальностью картины Мейреллиша становятся придуманные диалоги — эпизоды встречи двух Пап в неформальной обстановке, переход противников из абстрактных «лагеря либералов» и «лагеря консерваторов» в поле человеческих эмоций: доверия, уважения и любви. И тут стоит заметить, что игра Прайса не была бы столь удачной, если бы его человеколюбивый, открытый, внимательный к каждому встречному персонаж не противостоял несколько угрюмому, замкнутому философскому гению Бенедикта XVI в исполнении Энтони Хопкинса.
Да, у сэра Энтони было много разных ролей, причём не всегда положительных (помимо пресловутого Лектора, вспомним мрачного демиурга Роберта Форда из сериала «Мир Дикого запада»), но именно в новом амплуа Хопкинсу удалось достичь определенной вершины. И, конечно, «Два Папы» — это не «антибенедиктинская агитка». Сомневающийся и живой, не лишенный ни тщеславия, ни смирения, мудрый книжник-философ и трогательный меломан-затворник, властный монарх, стремящийся сохранить величие Католической Церкви, и истинный немец, ценящий домашний уют, — именно таким предстает Папа Бенедикт XVI. Неудивительно, что битва за сопереживание зрителей не раз будет разрешаться в пользу старого, упрямого консерватора.
Конечно, это фильм-байопик, фильм-зрелище, фильм-репортаж. Но в первую очередь — напряженная богословская драма о судьбе крупнейшей христианской конфессии, фильм-диалог, в ходе которого непримиримые оппоненты становятся близкими друзьями, фильм-поиск выхода из кризиса, в котором оказывается сознание всякого верующего человека в век плюрализма и мультикультурализма. Создателям, кажется, удалось нащупать образ, ход мысли и стиль современного христианина, воплощенный ими во Франциске. И это не столько новатор или реформатор, сколько человек, пытающийся не утратить любовь к Богу и ближнему ни при каких обстоятельствах, будь то служение на бедном приходе или папский трон.
Картина Фернанду Мейреллиша уже получила три номинации на премию «Оскар»: «Лучшую мужскую роль» для Прайса, «Лучшую мужскую роль второго плана» для Хопкинса и «Лучший адаптированный сценарий» для Маккартена. Но главным итогом фильма станут не награды, а подтверждение факта: Католическая Церковь — большой, сложный и очень сильный организм, здоровье и болезни которого характеризуют состояние огромной части мира.