Душа: Кино для всех
«Душа» уверенно встала в один ряд с лучшими пиксаровскими картинами последних лет — «Головоломкой» (2015) и «Тайной Коко» (2017). Все эти три мультфильма объединяет тема путешествия в место за гранью воображения. В «Душе» главный герой попадает в мир до рождения, где формируются человеческие души. В «Головоломке» мы видим изнутри сложный мир человеческих воспоминаний. В «Тайне Коко» главный герой путешествует по миру мёртвых из мексиканской традиции. «Головоломка» и «Тайна Коко» тоже получали «Оскара» в номинации «Лучший анимационный фильм». Теперь этому трио мультфильмов хочется дать такое неофициальное название: «Оскароносная трилогия Pixar о познании себя и других».
Итак, «Душа». Джо Гарднер — джазовый пианист, вынужденный работать на полставки простым учителем музыки. Он мечтает о настоящих гастролях, но вместо этого занимается с равнодушными к музыке учениками. Однажды ему выпадает шанс — его зовут пианистом на замену в квартет легендарной саксофонистки Доротеи Уильямс. От радости Джо теряет голову и случайно сваливается в открытый канализационный люк. В результате его тело оказывается при смерти, а душа отправляется на «эскалатор», ведущий к окончанию земного пути. Душа Джо не желает мириться с такой участью и невольно прорывается в «мир до» — место, где души нерождённых получают свои первые отличительные характеристики. В мультфильме «мир до» предстаёт как большая офисная структура со своими семинарами и тренингами. Всё это похоже на стёб над офисной жизнью и корпоративной культурой, не зря все менеджеры носят здесь одно и то же имя — Джерри. Подобный приём нередко встречается в кино и литературе для усиления комического эффекта. Например, в чудаковатой комедии Аки Каурисмяки «Союз Каламари» действовала целая группа мужчин по имени Фрэнк.
В «мире до» Джо выдаёт себя за «наставника», т.е. опытную душу, которая помогает самым маленьким душам найти своё предназначение в грядущей жизни. Однако Джо вновь не везёт: ему достаётся самый несносный ученик — душа №22. Над ней безуспешно бились души многих выдающихся личностей. Часть из них мельком показана в мультфильме, это Мухаммед Али, Мария-Антуанетта, Николай Коперник, Авраам Линкольн, Мать Тереза и Карл Густав Юнг. Другие упоминаются на своеобразной «доске почёта» души №22. Среди них — Махатма Ганди, Винсент ван Гог, Мартин Лютер Кинг, Конфуций, Джонни Кэш, Нельсон Мандела, Джордж Оруэлл и Стивен Хокинг, умерший совсем недавно — в 2018 году.
По сюжету Джо Гарднер выступает в роли наставника, используя бейдж с чужим именем, но что интересно — его собственное имя тоже годится для этого дела. В истории американского джаза имеется свой Джо Гарднер (Joseph L. Gardner, он же Joe Gardner, 1943–2002). Это был афроамериканский трубач, игравший, в частности, с выдающимся джазовым контрабасистом Чарльзом Мингусом. Услышать игру реального Гарднера можно, например, в этой композиции с концерта 1973 года.
В общем, «Душа» рассказывает об отношениях чернокожего мужчины-неудачника и самой вредной на свете нерождённой души. Об их приключениях в Нью-Йорке и за пределами планеты Земля. Звучит несколько абсурдно, но в этом весь Pixar — эта студия умеет использовать фантастический антураж для разговоров на самые серьёзные темы. Свежий пример — «Вперёд» 2019 года. Это предыдущий фильм студии, который проиграл «Душе» в анимационной номинации «Оскара». В «Вперёд» юные эльфы при помощи магии временно возвращают с того света собственного отца. Возвращают не целиком, а только нижнюю часть — примерно до пупка. Далее они сажают эти «живые ноги» на поводок и отправляются с ними в путешествие за магическим артефактом, способным полностью вернуть отца в этот мир. Если судить о фильме по этому описанию, то можно подумать, что речь идёт о низкобюджетном трэше. На деле же — перед нами нежная история о семейных ценностях. Кстати, «Головоломка» и «Тайна Коко» тоже были об этом.
У «Души» немного другие акценты. Да, тема семьи здесь тоже важна: сыну-музыканту необходима поддержка его матери, которая не воспринимает всерьёз профессию музыканта. Но в целом «Душа» концентрируется на любви к жизни. На том, что важно любить жизнь такой, какая она есть, ценить простые, но по-своему прекрасные моменты. Я уже вспоминал на страницах «ТД» фразу из фильма «Добро пожаловать в Zомбилэнд»: «Умей радоваться мелочам». Для души №22 планета Земля — всё равно что Zомбилэнд — неприятное место, где лучше не появляться. Но возможно, душа №22 просто плохо знает это место? Чем-то она напоминает Адама из комедии «Взрыв из прошлого» (1999), который был рождён в бомбоубежище и впервые вылез на поверхность в совершеннолетнем возрасте. Увидев обычное небо, он пришёл в восторг: «В жизни не видел ничего подобного! Это же небо!». Но обычные прохожие не смогли понять, чем он любуется, и лишь маленькая девочка поняла его и воскликнула: «Я вижу, мама!». Вот это детское радостное удивление жизнью в «Душе» присутствует.
А ещё там есть путешествие по астралу, обмен телами, взрослые шутки (в рамках приличия) и счетовод душ Терри, неуловимо похожий на кинорежиссёра из мультфильма «Фильм, фильм, фильм». Отдельно Pixar можно похвалить за то, как сделаны все эти «менеджеры» мира душ. Они напоминают примитивные детские рисунки, но они просты лишь на первый взгляд. Впоследствии станет понятно, что это художественное решение было замечательной дизайнерской находкой.
Менеджеры мира душ |
Это не бросается в глаза, но если вдуматься, то женским персонажам в «Душе» уделено немало внимания. Двое музыкантов из джазового квартета — женщины, причём одна из них лидер группы, а другая играет на не самом «женском» инструменте — контрабасе (здесь «Душа» перекликается с «Головоломкой», где 11-летняя девочка отлично играла в хоккей). Лучший ученик Джо Гарднера — девочка, она же — единственный человек в классе, способный на вдохновенное музицирование. Души — существа бесполые, но душа №22 по желанию может говорить как мужским, так и женским голосом, что и демонстрирует в одном из эпизодов. Счетовод Терри носит мужское имя (сокращение от «Терренс»), но в оригинале и дубляже его озвучивает женщина (в оригинале — хриплым, почти мужским голосом). Можно сказать, что «Душа» ненавязчиво отражает некоторые современные тренды — на расовое и гендерное разнообразие, гендерные квоты и феминизм. Это максимально дружелюбный мультфильм, эдакое «кино для всех», ведь все хотят жить и быть счастливыми.
Помнится, «Тайна Коко» намекала на то, что семья — важнее карьеры. В «Душе» важнее карьеры становятся честность перед самим собой и альтруизм. Также фильм подчёркивает ценность важных воспоминаний, что роднит его уже с «Головоломкой» (в ней самым страшным местом в человеке было то, где окончательно умирают воспоминания).
Также «Душа» критикует «офисное рабство», рекомендует воздерживаться от фастфуда и рассказывает о том, что мир не терпит упрощения: музыкант всегда больше, чем музыкант, парикмахер — больше, чем парикмахер, падающий лист — больше, чем падающий лист. Эта нехитрая философия помогает взглянуть на мир по-другому. В конечном счёте «Душа» — больше, чем просто мультфильм о неудачнике. Она даже невольно перекликается с великой русской поэзией и её отчаянной тягой к жизни.