В храме при МГУ пройдёт лекция «"Последний поп" и не только: хрущёвская антирелигиозная кампания»

10 марта 2020 года ее прочтёт старший преподаватель факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Игорь Говряков.
Осенью 2019 года Игорь Говряков уже рассказывал, как была устроена атеистическая пропаганда в СССР 1920-1930-х годов, особенно среди женщин. Теперь речь пойдёт о кампании 1950-1960-х годов, связанной с именем Никиты Хрущёва.

Почему после войны коммунисты решили, что верующих нужно не истреблять, а перевоспитывать? Чем были вызваны тотальный характер пропаганды и акцент на борьбе с сектантами? Какова связь между бурным темпераментом вождя и методами агитации общества «Знание»? Как на практике реализовывался хрущёвский призыв «брать попов не за глотку, а за брюхо» и какое обстоятельство помешало в 1965 году «показать последнего попа по телевизору»?

Начало — в 19.00. Вход свободный.

Полная программа цикла лекций

Биография Игоря Говрякова

Игорь Юрьевич Говряков — старший преподаватель факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, начальник курса, кандидат филологических наук (диссертация «Женский вопрос» в советской публицистике 1920-х гг.»)

Окончил журфак МГУ. Преподает историю российской и зарубежной журналистики, а также историю России.

 
 Фото: Journ.msu.ru

Сфера его научных интересов — история журналистики СССР, история журналистики стран Восточной Европы и Испании, марксистский феминизм, пресса и власть.

Является автором учебного курса «Быт и бытие советской женщины по материалам прессы 1920-х годов», а также ряда научных статей.

Наиболее тяжёлое время для религиозных организаций СССР

Пик обострения борьбы с религией в СССР, который пришёлся на 1958-1964 годы, назван по имени руководителя страны того периода — первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва, которому приписывается публичное обещание к концу семилетки, то есть к 1965 году, «показать последнего попа по телевизору».

Многие исследователи и религиозные деятели сходятся во мнении, что хрущёвская кампания стала наиболее тяжёлым временем для религиозных организаций СССР после Великой Отечественной войны.

Методы хрущёвской антирелигиозной кампании были разнообразными. Это давление на религиозных лидеров, пропагандистская кампания, ликвидация религиозных организаций и снос культовых зданий, увеличение налогового бремени на религиозные организации, уголовное преследование верующих, преследование за «тунеядство», изъятие детей из семей верующих.

Массированная антирелигиозная кампания оставила глубокий след в общественном сознании. Пропагандистам, стремившимся не просто доказать ошибочность воззрений верующих, но и идеологически оправдать в глазах общества насильственные методы борьбы с религией, отчасти удалось этого достичь.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале