Черная смерть, или Как чума изменила Европу
Некоторые считают версию с забросом трупов красивой легендой и полагают, что настоящей причиной повального мора были крысы и блохи — основные переносчики возбудителя чумы.
До появления антибиотиков любая эпидемия была смертельна для большинства людей. В те времена не было представлений о вирусах и бактериях, а болезни объяснялись «карой Божией» за грехи или сочетанием различных типов жидкости в организме человека.
Сегодня, когда человечество одержало относительную победу над чумой, не все хорошо представляют, что это была за болезнь. Она вызывалась чумной палочкой — особым видом бактерий, который открыли лишь в конце XIX века, во время третьей пандемии. Порой люди умирали от чумы без видимых симптомов за считанные часы; при ее легочной форме — кашляли кровью, при бубонной — покрывались гнойными струпьями.
Вот одно из свидетельств знаменитого Джованни Боккаччо — автора «Декамерона» — средневекового сборника новелл о том, как десять юношей и девушек пережидали эпидемию «Черной смерти» в добровольном карантине:
«В начале болезни у мужчин и женщин показывались в пахах или под мышками какие-то опухоли, разраставшиеся до величины обыкновенного яблока или яйца, одни более, другие менее. Развитие этой чумы было тем сильнее, что от больных, через общение с здоровыми, она переходила на последних, совсем так, как огонь охватывает сухие или жирные предметы, когда они близко к нему подвинуты. И еще большее зло было в том, что не только беседа или общение с больными переносило на здоровых недуг и причину общей смерти, но, казалось, одно прикосновение к одежде или другой вещи, которой касался или пользовался больной, передавало болезнь дотрагивавшемуся».
Это одно из лучших свидетельств эпохи Средневековья о причинах и последствиях эпидемий. В XIV веке самой распространенной теорией о причинах чумы была идея о том, что ядовитые пары воздуха приводят к заражению. Поэтому средневековые врачи носили маски с длинными клювами, куда закладывали ароматические масла, душистую траву или чеснок: этот своеобразный «фильтр» должен был защитить от ядовитых испарений.
Больше шансов выжить было при бубонной чуме — если опытный цирюльник или врач вскроет нарывы и удалит гной. Но выделения больного были очень заразны, и часто спасение пациента оборачивалось смертью врача. При легочной форме чумы шанс спастись был один на миллион. По свидетельству многих очевидцев, болезнь развивалась молниеносно: вечером на всенощном бдении в монастыре было много народу, а на следующее утро в живых из них оставались единицы.
Три пандемии
В истории нашей эры известно три пандемии чумы. Первая началась в Египте в 551 году и охватила весь цивилизованный мир того времени. Она длилась 30 лет: погибло 100 миллионов человек! Византийский историк Прокопий Кесарийский писал:
От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил — ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы… Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней несожжёнными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили своё ремесло…
Вторая эпидемия чумы случилась XIV веке — именно ее называют «Черной смертью». Она начала распространяться в Китае и Центральной Азии, и уже к 1352 году погубила 25 миллионов человек — треть населения Европы.
«Черная смерть» пришла и на русские земли. Некоторые города — Белоозеро, Глухов — вымерли полностью. Погиб великий князь Симеон Гордый и его сыновья.
В XVII веке жертвами чумы стали около 700 тысяч русских людей, а в Лондоне тогда же погибла почти четверть населения. Но это были лишь локальные вспышки: третья пандемия началась в конце XIX века, снова в Китае. За несколько десятилетий зараза распространилась на весь мир. Только в Китае и Индии от нее умерло более 12 миллионов человек.
И даже несмотря на то, что в конце XIX века удалось установить возбудителя болезни, а в начале XX создать первую вакцину, по сей день число заболевших чумой ежегодно составляет около 2,5 тысяч человек. По данным ВОЗ, с 1989 по 2004 годы было зафиксировано около 40 тысяч случаев чумы в 24 странах, около 7% заболевших скончались.
В целом сегодня чума не так страшна: она весьма эффективно лечится антибиотиками.
Средневековый карантин
Конечно, и в Средние Века европейцы делали все, что могли. «Лечить» чуму пытались разными средствами. Например, делали отвар из патоки десятилетней выдержки, мелкорубленных змей, вина и 60 других компонентов. Согласно другому методу, больной по очереди должен был спать то на левом боку, то на правом. Естественно, ничего из этого не помогало.
Иногда спасало лишь поспешное бегство из зараженного региона, а еще пожары, которые уничтожали трупы больных и их вещи. А заодно крыс и блох.
Карантин стали практиковать лишь с XIII века. Его вводили для всех, кто прибыл из далеких стран или другого региона. Обычно изоляция длилась 40 дней, но причина этого срока была не медицинская, а религиозная. Христос молился и постился в пустыне 40 дней, и срок карантина — это подражание Христу.
Фото: Sm-news.ru |
Карантин не всегда был эффективной мерой. Иногда на корабль или в дом к заболевшим приходили монахи, священники и другие добрые люди, чтобы ухаживать, причащать умирающих, отпевать покойных и позаботиться о выживших.
Уже в XVII веке Даниэль Дефо рассказывал, как лондонцы пытались вырваться из города во время эпидемии чумы: для этого нужно было получить справку у лорд-мэра о состоянии здоровья. Тогда мало кто знал об инкубационном периоде, и чума распространялась по Англии.
В Париже было принято гулять по кладбищам. Рядом с могилами жили нищие и женщины легкого поведения. У свежих могил могли предаваться «любви» за деньги, а потом — умирать от заразы, поскольку захоронения были неглубокими.
Эпоха крайностей
Средневековье вообще было эпохой крайностей и сильных эмоций, а уж во время эпидемий и подавно. Например, католический святой Юлиан Милостивый приглашал к себе в дом больных проказой и спал с ними на одной постели; в то же время прокаженных могли изгнать из города. Они жили лишь в строго определенных местах и всегда должны были носить с собой колотушку или трещотку, которая предупреждала встречных об опасности.
В разгар чумы одни в страхе бросали своих заболевших родителей или детей, другие, напротив, брали на себя подвиг хоронить умерших. Одни «спасались» от чумы публичным покаянием и самобичеванием, другие — стремились успеть в полной мере насладиться жизнью и оставляли целое состояние в кабаках и публичных домах.
В конечном итоге умирали и те, и другие.
Самым радикальным способом борьбы с чумой была смерть. Если в деревне или городе не оставалось ни одного живого человека без иммунитета, болезнь отступала. Вот только радоваться этому было практически некому.