Как работает авторское право, или Почему за чужую картинку можно угодить за решетку
Фото: Imall.com |
Что такое авторское право
Это юридическое понятие, которое означает, что каждый автор обладает правами на свои произведения. Точный список продуктов творчества, которые охраняет законодательство об авторском праве, длинный: туда входят и картины, и фильмы, и музыка, и книги, и фотографии… И это далеко не все.
Существует два типа прав: имущественные и неимущественные. Первые обеспечивают экономическую защиту (возможность получать вознаграждение за публикацию), а вторые — неэкономические интересы авторов, то есть право на имя и авторство, неприкосновенность и обнародование произведения.
— Процедура регистрации авторских прав происходит далеко не один день, — объясняет юрисконсульт Илья Щеглов, более 20 лет работающий с вопросами об авторском праве. — Даже бывает больше года. Нужно пройти целую комиссию, чтобы просмотреть все варианты: было ли что-то схожее изобретено до этого. Для каждой сферы искусства привлекаются разные специалисты.
Можно ли запатентовать идею?
Нельзя. Мысль, не выраженную на материальном носителе, защитить не получится. Более того, согласно пункту 5 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ, «авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах».
Запатентовать можно воплощение идеи, за копирование и кражу которого уже назначается ответственность.
Как защитить авторство неопубликованного произведения? Например, профессор факультета журналистики МГУ, правовед Иван Панкеев советует отправлять свой интеллектуальный труд по почте в конверте самому себе и не распечатывать. Так вы сможете доказать, что идея принадлежала вам в конкретный момент времени.
Фото: lmedia.by |
Что означает ©?
Латинская буква C (первая буква слова copyright), помещённая в центре окружности, является знаком охраны авторского права. Но это не значит, что если нет ©, объект не защищен авторским правом. Право возникает в момент создания произведения, а знак — лишь предупреждение и сам по себе ничего не охраняет.
Действующим законодательством не предусмотрена регистрация авторских прав, кроме особо оговоренных случаев. Это следует из пункта 4 статьи 1259 ГК РФ: для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
В России нельзя продать неимущественные права — они сохраняются, даже если отдается исключительное право на использование объекта. В США же, например, можно полностью продать авторское право другому человеку или компании.
— Всегда следует указывать ссылку на источник, — говорит Щеглов, — это поможет избежать проблем. По словам юриста, получать разрешение автора на републикацию его труда, находящегося в открытом доступе, не нужно. — Главное, указывать, что авторство принадлежит не вам. Например, когда студенты пишут курсовую, они указывают список использованной литературы, что избавляет их от необходимости делать запросы на разрешение цитирования.
Срок охраны авторского права и общественное достояние
Срок охраны авторских прав в России действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (или после первой публикации произведения, если оно не обнародовано при жизни автора). В других странах эти цифры могут отличаться. Так, у многих государств срок охраны составляет от 50 до 70 лет, а один из самых длительных установлен на Ямайке — 95 лет после смерти автора.
Когда проходит 70 лет, работа считается общественным достоянием. С этого момента ее можно свободно использовать всем, но с соблюдением неимущественных авторских прав: с указанием имени автора и без искажений. Ломоносов, Державин, Пушкин и другие поэты, живи они сегодня, могли бы так же спокойно перевести «Памятник» Горация, а какое-нибудь издательство — взять на обложку картину Ван Гога.
Стоит отметить, что официальные документы, государственные символы и знаки (флаги, гербы, деньги), а также произведения народного творчества не являются объектами авторского права. Но искажение официальных символов влечёт за собой уголовное наказание — по другой статье.
Фото: lmedia.by |
Ответственность за нарушение авторских прав
Ответственность может быть гражданско-правовой, административной или уголовной.
Гражданско-правовая подразумевает возмещение убытков или специальную компенсацию (от 10 тысяч до 5 миллионов рублей за каждое нарушение авторских прав). Размер компенсации заявляет правообладатель, но уже суд определяет итоговую сумму, отталкиваясь от характера нарушения.
К административной ответственности человека привлекают, если размер причиненного им ущерба не достиг 100 тысяч рублей. Гражданским лицам в таком случае придется возместить от 1500 до 2000 рублей, должностным — от 10 до 20 тысяч, организациям — от 30 до 40 тысяч рублей.
К уголовной ответственности привлекают, если кража интеллектуальной собственности привела к причинению крупного ущерба (от 100 тысяч рублей). Здесь уже грозит лишение свободы сроком до шести лет.
Допустим, человек ведёт инстаграм для друзей и хочет проиллюстрировать свой текст. Берет первую попавшуюся картинку из интернета и не подписывает ни ее автора, ни источник. Можно ли привлечь его за это к ответственности?
— При желании — да, — рассказывает Илья Щеглов, — но будет сложно. Каждое изображение кому-то принадлежит. Даже есть популярная история о том, как мебельный интернет-магазин взял себе 80 картинок диванов из открытого доступа и в итоге за каждую из них получил штраф на 10 тысяч рублей. В итоге — сумма вышла под миллион.
Считаются ли плагиатом переводы
Право на перевод является исключительным правом автора: только он может разрешить перевод своего произведения. Передача имущественных прав новому лицу или компании (например, издательству) никак не отразится на правах переводчика, если он уже завершил работу. Но, опять же, этот пункт действует на территории России — в других странах могут быть свои нюансы.
Когда и как можно использовать чужие работы
Использование чужого материала допускается в учебных целях, например, при цитировании ради иллюстрации. Также разрешается цитирование в информационных и критических целях. Год назад видеоблогер Евгений Баженов, он же Bad Comedian, смог избежать иска от компании Kinodanz за нарушение авторских прав. Блогер опубликовал видеообзор на фильм «За гранью реальности», который подверг критике, используя при этом отдельные сцены. В ответ правообладатель обратился в суд с жалобой, но тот определил, что нарушения не было. Для таких моментов существует отдельный термин — «добросовестное использование» или fair use.
Но бывают и другие ситуации.
Через несколько лет после выхода первых романов «Гарри Поттера» Джоан Роулинг появилась серия книг русского писателя Дмитрия Емца «Таня Гроттер» про девочку-волшебницу. В результате стороны столкнулись в суде: истец настаивал, что произведения Емца — плагиат, ответчик — что они пародия, «русский ответ Гарри Поттеру».
В «Тане Гроттер» действительно много совпадений. Например, «Волан-де-Морт» из перевода Марины Литвиновой превратился в «Чуму-дель-Торт» и сменил пол. А на память от встречи с главной злодейкой у Тани осталась родинка на носу (у Гарри — шрам). Сирота была передана на воспитание родственникам Дурневым, а в 10 лет получила приглашение в школу волшебства Тибидохс.
— Меня всегда огорчало, что мы, культурно независимая нация, своим писателям не доверяем, — вспоминает сегодня Дмитрий Емец. — В начале двухтысячных годов русские писатели были вынуждены работать под английскими псевдонимами: наша публика не хотела читать какую-нибудь Ядвигу Кирюшкину, им нужна была «Джейн Питкинс». В детской литературе было примерно то же: мамы готовы были покупать либо Носова и Волкова, которые писали 50-60 лет назад, либо любую обложку, подписанную иностранными именами.
По словам писателя, он нарочно спародировал сюжет «Гарри Поттера».
— Причем на уровне фола, — смеется Емец. — Текста я, разумеется, не трогал, копипастом не занимался, российских законов не нарушал. Мне просто интересно было показать, что я умею играть в буковки не хуже, а, может, в чем-то и лучше. Такая радостная соревновательность. Кто-то этого не понял, но очень многие поняли и сериал полюбили. Тем более, что дальше он мало пересекается с «Гарри». Тогда все это очень громко рвануло и помогло и книге, и мне как автору.
В итоге Роулинг одержала победу в суде против голландских издателей «Тани Гроттер», но процесса в России не состоялось, поэтому каждый остался при своём.
Как же определяют рамки плагиата? Взяли вы, например, известный мем в интернете и срисовали, немного изменив — это плагиат?
— Зависит исключительно от изображения, — поясняет Илья Щеглов. — В таких интернет-картинках важна идея, и здесь, изменяя, вы создаете что-то новое. К ответственности можно было бы привлечь, например, если у оригинала присутствует зарегистрированный знак. Но мем сейчас — это общественная культура.
СМИ и авторское право
Закон «О СМИ» (статья 42) освобождает редакцию от необходимости получать разрешения авторов на публикацию, если не искажается их смысл. При интервью авторские права, по мнению большинства юристов, принадлежат журналисту. И наоборот, новостное сообщение «о событиях и фактах, имеющее информационный характер», не будет являться объектом авторского права.
Однако, если человек, например, фотограф, заключил со СМИ договор на публикацию определённых произведений, без согласования с ним издание не имеет права дополнять фотоленту другими работами этого автора, считает Щеглов:
— Здесь уже появляются гражданско-правовые отношения. Даже если фотографии находились в открытом доступе, необходимо разрешение автора.
Знать авторское право важно не только чтобы избежать преследования. Воплощение идей в жизнь — тяжелая работа, поэтому важно ценить границы авторства. Творить новое прекрасно, а особенно чудесно, когда уважают права творца.