Литургия в эпоху эпидемий
Фото: Blog.predanie.ru |
В первые три века у христиан не было храма как здания. В самом начале II века появляется письмо Плиния Младшего к императору Траяну, в котором он описывает, что было известно образованному язычнику о христианском богослужении: «Они (христиане — А. З.) утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества». (Письма Плиния Младшего. Книга Х, письмо 96.)
Кроме того, до нас дошли многочисленные свидетельства как из канонических новозаветных текстов, так и из многочисленных апокрифов, что первые христиане собирались на литургию в домах единоверцев. Туда приходили сперва сами апостолы, затем их ученики — епископы. Первоначально это была свободная молитва: вместе собирались люди, лично знавшие друг друга, читали отрывки из апостольских посланий, Евангелия от Марка, Луки или Матфея (в общине мог быть список только одного Евангелия или апостольского послания), затем произносили молитву над хлебом и вином как воспоминание о Тайной Вечере, причащались и расходились по своим домам. Иногда богослужения могли совершаться в катакомбах — римских подземных кладбищах, где было легче укрыться от преследования.
В более позднее время, когда христиан стало больше, епископ совершал Евхаристию, а диаконы разносили Причастие тем, кто не смог быть на богослужении. Еще немного позже, когда верующих стало так много, что они уже не могли поместиться в дом, а епископ чисто физически не мог освятить Дары для целого города, по благословению епископа Таинство в своих общинах стали совершать священники. А вместе с легализацией христианства появились и культовые здания, предназначенные только для богослужений.
Сегодня невозможность физически прийти в храм может привести к возникновению новых литургических форм. Так, во время Великого поста и Пасхи во многих храмах была организована прямая трансляция богослужений. Где-то люди SMS-ками отвечали на возгласы священников или вместе читали молитвы, используя сервисы для онлайн-конференций.
Фото: Azbyka.ru |
Ничего нового или противоестественного в онлайн-службах нет: уже много лет наши соотечественники могут смотреть по федеральному телевидению пасхальное или рождественское богослужение, а православные каналы показывают службу и в другие дни.
Гораздо интереснее вопрос, как в таких условиях совершать Евхаристию, если священник находится в храме или даже в квартире, а прихожане — в своих домах.
Наиболее очевидны два пути.
1. Прихожане молятся на онлайн-литургии, а затем священник приходит к ним со Святыми Дарами, исповедует и причащает. Это самая распространённая практика, широко применяемая для причащения тяжелобольных; вопрос лишь в том, сможет ли батюшка регулярно обходить большое количество верующих.
2. Прихожане исповедуются по переписке, молятся на онлайн-литургии или сами служат дома обедницу (то есть литургию по мирянскому чину, без евхаристического канона; её последование почти на любой день теперь можно найти на официальном сайте Русской православной церкви), а затем самостоятельно причащаются запасными Дарами, которые им приносят из храма благословлённые миряне. Такой вариант сегодня не распространён, но в истории Церкви использовался много раз, особенно в периоды гонений, и по благословению правящего епископа вполне может быть актуализирован.
В интернет-дискуссиях предлагаются и экзотические способы — например, пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы онлайн, по видеосвязи. С моей точки зрения, это весьма странная идея. Во-первых, она уж очень напоминает сеансы Анатолия Кашпировского и Алана Чумака. Во-вторых, первые два пути на сегодня вполне доступны — вопрос лишь в доброй воле епископов и священников. В-третьих, может ли Святой Дух снизойти на хлеб и вино, которые находятся не в том же помещении, что и священник — сложный богословский вопрос, ответ на который должен стать итогом соборного обсуждения Церкви. Пока что многие богословы отвечают отрицательно.
17 марта 2020 года Священный синод Русской православной церкви принял инструкцию в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции, в которой говорилось: «Преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов».
Фото: Blog.predanie.ru |
Позже эпидемиологическая ситуация ухудшилась. 29 марта патриарх Кирилл призвал мирян воздержаться от посещения храмов и молиться дома, а 13 апреля во многих епархиях храмы закрылись по предписанию санитарных властей — доступ сохранился только для священников и сотрудников прихода. Из-за этих ограничений люди не смогли прийти в церковь даже в Страстную Седмицу и на Пасху, а вербы и пасхальную снедь освящали мирянским чином. «Работающими» остались описанные мной два традиционных варианта Причащения, но применялись они далеко не везде. Во многих случаях на дому священники могли причащать лишь тяжелобольных прихожан, а остальным приходится ждать окончания карантина.
По себе могу сказать, насколько это непросто и важно. В 2004 году, после операции на позвоночнике, когда я не мог ходить, через друзей смог найти лишь одного священника, который согласился приехать в больницу, исповедовать и причастить меня. Уже тогда священники были крайне загружены, а условной «горячей линии», куда можно было позвонить и попросить об исповеди и причастии, не было. Как нет ее и сейчас. Возможно, она могла бы стать выходом для православных христиан в условиях эпидемии или личной нужды.
Все сказанное не означает, что общественное богослужение или храмы не нужны. Но когда люди вынуждены сидеть дома, а церкви открыты только для священнослужителей, приходится рассматривать и альтернативные формы богослужения, которые в условиях эпидемии становятся обыденностью.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции