О фильмах Роя Андерссона: Будь же ты счастлив, живущий!
Рой Андерссон. Фото: Dagsavisen.no |
«Шведская история любви» (1970, Швеция). На самом деле фильм называется просто «История любви» (Enkärlekshistoria). Рассказывает он о трогательной любви двух подростков — 15-летнего Пера и почти 14-летней Анники. Он подрабатывает в автомастерской, курит, катается на мопеде и изо всех сил старается казаться крутым. Она гуляет с парнями постарше, курит и тоже пытается выглядеть взрослой. Их любовь начнётся внезапно, робко и немногословно как летний ветерок.
«История любви» — кино щемяще-ностальгическое и упоительно-летнее. В нём есть и хитросплетения подростковой психологии, и вся странная угрюмость первой хрупкой любви. Вместе с тем именно здесь у 26-летнего на тот момент постановщика появляется собственный герой, и это вовсе не Пер или Анника. Узнаваемый герой Андерссона — это человек (часто немолодой и несчастный), погрязший в рутине и потерявший вкус к жизни. Здесь таким героем становится отец Анники — разочаровавшийся в жизни продавец холодильников Йон. Вся «История любви» похожа на пейзаж, где одну сторону занимает залитая солнцем поляна, а другую — тёмная чаща. На первой стороне резвится юность, на второй — бродит в досаде зрелость. В дальнейшем кино Андерссона держалось ближе к тёмной стороне.
Кадр из фильма «Шведская история любви» |
«Гилиап» (1975, Швеция). Самый непопулярный фильм режиссёра, в отличие от дебюта не имевший зрительского и фестивального успеха. «Гилиап» — абсурдистская драма, не похожая на другие картины Андерссона. Это история о «маленьком человеке» — молодом моряке, которого нужда заставила работать официантом в отеле. Море для него — символ свободы. На берегу он не может найти себя и живёт в отеле, как в затонувшем корабле, а вся его жизнь на суше — словно блуждание по морскому дну.
«Гилиап» — это медленное и немногословное кино. Городская драма особого рода, почти не имеющая аналогов. Странная и грустная, как «Огни городской окраины» Аки Каурисмяки, пронзительно щемящая в концовке, как «Долгая счастливая жизнь» Геннадия Шпаликова (неожиданная ассоциация!).
«Гилиап» — фильм-невидимка, который в фильмографии режиссёра принято не замечать. Однако и в нём можно найти элементы, присущие популярным поздним работам. Например, это мастерское выстраивание коротких, но неожиданных и по-своему смешных эпизодов. Представьте такую картину: курортный отель, конец сезона, прощальная вечеринка для постояльцев, пары танцуют томный танец, как вдруг на танцполе появляется большой попугай и дурными воплями разгоняет всех танцоров. В таких сценках — весь Рой Андерссон.
Кадр из фильма «Песни со второго этажа» |
«Песни со второго этажа» (2000, Швеция, Норвегия, Дания). Провал «Гилиапа» привёл Андерссона к уходу из большого кино. На возвращение ушло много времени, но оно того стоило. Именно в «Песнях со второго этажа» впервые во всей красе проявляется фирменный стиль режиссёра. С этого момента он становится мастером «мозаичного» кино, состоящего из множества трагикомичных сценок, в которых проступают вся ирония и тихий ужас бытия.
«Песни со второго этажа» рассказывают о надвигающемся конце света: мёртвые восстают из могил, люди занимаются самобичеванием прямо на улицах, торгаши тщетно пытаются заработать на продаже распятий. Может показаться, что я описываю масштабный фильм-катастрофу, но это не так. Внимание Андерссона всегда приковано к обычному человеку — одинокому, растерянному, несчастному. Даже показывая приближение конца света, режиссёр не отрывает взгляда от простого человека. В этом особенность его оптики. И это делает его кино особенно камерным и тёплым.
«Песни со второго этажа» — идеальный выбор, если вы хотите познакомиться с творчеством Андерссона, но не знаете с чего начать. Если вам лень смотреть все шесть фильмов и хочется посмотреть только один, то это тоже удачный выбор. С него начинается цикл режиссёра, известный как «Трилогия Живущего». Именно её следует считать главным достижением Андерссона. Это уже классика современности.
Кадр из фильма «Ты, живущий» |
«Ты, живущий» (2007, Швеция, Германия, Франция, Дания, Норвегия, Япония). Вторая часть трилогии начинается цитатой из Гёте: «Будь же ты счастлив, живущий, гнездом, согретым любовью, / В Лету доколь на бегу не окунул ты стопы». В ключевом эпизоде картины показано, как люди выходят из трамвая и бегут через трамвайные пути куда-то в серо-голубые городские сумерки. К сожалению, в известном русском переводе фильма никак не переведена неприметная трамвайная табличка с надписью «Lethe» (Лета), намекающая на то, что нам демонстрируют посмертное путешествие.
Следующая сценка показывает автомобилиста, застрявшего в пробке. Он пересказывает вслух свой последний ночной кошмар, а серо-голубые сумерки, царящие в кадре, говорят о том, что на экране по-прежнему посмертный мир. При этом автомобилист обращается прямо в камеру, непосредственно к зрителю, из чего можно сделать вывод, что «ты, живущий» — это сам зритель, и именно к нему обращён эпиграф из Гёте. И именно зрителю режиссёр как бы говорит: «Будь же ты счастлив, живущий, и смотрящий это кино».
Кадр из фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» |
«Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (2014, Швеция, Германия, Норвегия, Франция, Дания). Заметное место в предыдущем фильме занимали сны. В этом же фильме тема сна сменяется темой смерти, что невольно напоминает высказывание Плутарха «Сон — это малая мистерия смерти, сон есть первое посвящение в смерть».
В поздних картинах Андерссона есть немало общего: непрофессиональные актёры, отсутствие крупных планов, статичная камера, обилие павильонных съёмок, имитирующих натуру, грим на лицах. Из-за этого кажется, что персонажи фильмов существуют в каком-то особом пространстве между театром, сноми... да, всё той же смертью. Именно о смерти напоминают эти бледные лица под гримом. Как писала классик шведской поэзии Эдит Сёдергран в стихотворении«Боль»: «Она даёт нам все высочайшие награды жизни: / любовь, одиночество и лик смерти». Все эти «высочайшие награды жизни» у Андерссона представлены в избытке.
Вместе с тем Андерссон постоянно «проговаривается», что интересует его всё-таки жизнь. Вот он любуется тем, как две маленькие девочки пускают мыльные пузыри. А вот наблюдает, как девушка вытряхивает из туфельки маленький камушек и устами своего героя замечает, что это было «так мило». Вот он заставляет зрителя раз за разом слушать трогательно-грустную песню «Маленькая прекрасная Анна»:
А вот он просто любуется, как парень и девушка лежат в обнимку на пляже. Больше ничего не происходит, но в этих простых вещах и событиях жизни намного больше, чем смерти.
«О бесконечности» (2019, Швеция, Германия, Норвегия, Франция). После успешной трилогии Андерссон не стал экспериментировать и снял новую работу в том же стиле: ряд коротких бытовых сценок иллюстрирует хрупкость и непреложность человеческого существования. Чёрного юмора здесь как будто меньше, зато усталости — больше. Слишком долго зритель вглядывался в этих простых невесёлых людей, так что теперь они принялись вглядываться в него. От всего этого может возникнуть ощущение какого-то усталого неуюта, именно поэтому я бы советовал смотреть «О бесконечности» тем, кому понравились три предыдущих картины. Перед нами, вероятно, самый слабый фильм режиссёра, и интересен он в первую очередь в качестве своеобразного эпилога прекрасной трилогии.
Кадр из фильма «О бесконечности» |
Конечно, назвать этот фильм плохим нельзя. Особенно могут быть довольны поклонники русской живописи, которые найдут здесь прямые отсылки к двум известным картинам — «Концу» Кукрыниксов (1947–1948) и «Над городом» Марка Шагала (1918). Причём, обращаясь к «Концу», Андерссон не пытается воспроизводить на экране шокированного Гитлера Кукрыниксов. Он превращает фюрера в маленького потерянного человечка, который ничем не отличается от других персонажей режиссёра. Он низводит Гитлера до обычного клерка, которого история проглотит и не вспомнит. В этом эпизоде режиссёр обыгрывает художников на их же поле — поле сатиры.
Но, возможно, более важным является эпизод, где парень зачитывает девушке цитату из книги: «Первый закон термодинамики гласит, что всё является энергией, а значит, не может быть уничтожено». В этот момент вспоминается один из предыдущих эпизодов. В нём три девушки гуляют где-то в провинции, но вдруг слышат музыку, доносящуюся из кафе. Бросая всё, они начинают самозабвенно танцевать прямо на улице, и тут понимаешь, что нам показывают то, что «не может быть уничтожено». Именно этот лёгкий танец свободы по-настоящему важен.