Большинство современных подростков опираются на собственное мнение при выборе профессии
Фото: iStock |
Об этом сообщает портал Мел.фм.
Детей, родившихся после 1997 года, называют поколением Z. Принято считать, что у них принципиально иной взгляд на вещи, в том числе на выбор профессии.
Согласно данным исследования, им важно оставаться независимыми на всём пути профессионального развития: от выбора специальности до свободы действий на рабочем месте. Поэтому так часто среди привлекательных занятий для подростков первым в списке становится предпринимательство.
Умеют прислушиваться к себе
13-летняя Ольга Татаринова хочет стать предпринимателем, создать свой бизнес и зарабатывать на нём: «Я приняла такое решение в начале 6-го класса — поняла, что мне это будет интересно. Кроме того, я считаю это дело прибыльным. Меня вдохновляет, что предприниматели имеют немаленький доход и ни в чём себя не ограничивают. Нужно, чтобы работа была по душе, но для меня также важную роль играет прибыль».
Ольга уже проходит предпринимательские курсы и читает специальную литературу. Её папа тоже предприниматель, он помогает ей развиваться в этой сфере.
«Выбирая профессию, я опиралась на собственное мнение, но мне важно знать и точку зрения близких, ведь всегда есть вероятность, что они назовут такие аргументы против, на которые я не смогу закрыть глаза», — говорит школьница.
Не променяют хобби на офисную работу
Для зумеров хобби не менее важно, чем специальность, по которой они собираются работать. Современные подростки не готовы отказываться от любимых занятий в пользу «настоящей» офисной работы. Во многом это объясняется тем, что в современном мире есть куда больше вариантов заработка, чем стандартное «юрист или экономист». Уже сейчас детский YouTube бьёт рекорды по трафику, а сами блогеры зарабатывают миллионы. Кажется, в новом мире совсем не нужно терпеть будни в офисе и скучные задачи, которые не позволяют развить и проявить творческие способности, а ведь это для зумеров едва ли не самое главное.
16-летняя Лиза Минина мечтает стать музыкантом, петь на сцене. Однако она собирается поступать на философский факультет: «В музыкальном училище или консерватории учиться не смогу: у меня не сложились отношения с академическими инструментами, хотя я играла и на скрипке, и на фортепиано, но для поступления в такие заведения люди занимаются с самого раннего возраста. Поэтому я не смогу учиться для работы по профессии, которая мне действительно нравится. И я решила выбрать направление, которое будет просто интересным, без оглядки на будущую специальность».
Фото: Leader.scout-academy.ru |
По словам Лизы, ей сложно было выбрать место учёбы, потому что многие воспринимают карьеру музыканта как что-то детское и глупое: «Тогда и я начинаю думать, будто мне нужна еще и «настоящая» профессия. Я стараюсь не говорить родственникам, что хочу писать музыку. Я знаю, что меня не воспримут всерьёз, но от своих планов из-за этого отказываться не собираюсь — наоборот, мне хочется доказать близким, что все получится».
Лиза отмечает, что ей страшно думать о будущей работе: «Может, и правда стоит бросить мечты ради стабильности и «серьёзной» профессии? Ведь никто не знает наверняка, смогу ли я зарабатывать деньги музыкой. Иногда кажется, что моё мнение может поменяться в любой момент: может, мне захочется быть кем-то другим? В таком случае мне важно, чтобы работа была минимально связана с офисами, важными встречами с какими-нибудь директорами, совещаниями и кофе в перерывах».
Доверяют блогерам
Как уже отмечалось, что современные подростки слушают себя, иногда — родителей, но есть ещё одна группа людей, которая может серьёзно влиять на поколение Z, и это инфлюенсеры. По данным исследования Morning Consult, молодые люди активно следят за блогерами и часто сами хотят ими стать. Больше половины опрошенных купят вещь, если увидят позитивный отзыв о ней в соцсетях у блогера, и кажется, что этот опыт можно спроецировать на выбор профессии.
16-летний Даниил Кубринский долго считал, что ему нужно гуманитарное образование, но, услышав мнения людей, которые получили его в России, передумал: «К гуманитариям, на их взгляд, себя приписывают все и часто это обыкновенные бездельники. Я считаю, что человек может освоить любую гуманитарную специальность, просто зайдя в интернет. Грамотный поиск — и у тебя будут все данные, все лекции русских, американских, европейских профессоров, книги. Я же склоняюсь к техническому образованию, но в то же время мне интересно управление, у меня это хорошо получается».
Сейчас Даниил опирается на мнение человека, у которого три академические степени, он учился в Калифорнийском университете, занимался вопросами философии и лингвистики, а сейчас проводит конференцию о том, как поступить в американский вуз, — это популярный стример Убераргинал.
Даниил уже зарабатывает — он работает в кино: ходит на кастинги, играет в сериалах, роликах.
«Я разделяю понятия профессии и источника дохода — не хочу, чтобы дело жизни зависело от денег. Для меня главное, чтобы профессия соответствовала моим принципам: я не люблю лицемерие, не хочу, чтобы на мою работу влияла идеология, не хочу принимать решения, от которых зависят жизни людей. Мне нужна нейтральная профессия, которая никому не навредит, но в то же время будет двигать поезд прогресса вперёд», — говорит старшеклассник.
Фото: iStock |
Мечтают изменить мир к лучшему
Исследования также подтверждают, что детям поколения Z важно приносить пользу и менять мир к лучшему: об этом мечтают 60% зумеров. Их волнуют вопросы экологии и политики, и в будущей профессии нынешние подростки видят возможность влиять на глобальный контекст и мир в целом, а не просто сидеть в красивом офисе и продвигаться по карьерной лестнице.
15-летний Михаил Долгий-Рапопорт отмечает, что всегда ненавидел этот вопрос — «А кем ты хочешь стать?»: «Ну ведь понятно же, что я не знаю и никогда не узнаю. Потому что сейчас мир совсем не такой, каким будет после окончания вуза. Да, есть профессии, где почти ничего не меняется, но таких становится все меньше».
«"Миша, но ведь есть же у тебя какие-то интересы? Может, ты все-таки сейчас что-то планируешь?" Да, планирую — мне интересна журналистика, искусство. Но, к сожалению, с журналистикой в России всё становится только хуже. Чем дальше мы идём, тем больше цензуры, замалчиваний. Мало хороших факультетов про искусство, а если они есть, то дорогие и с малым количеством бюджетных мест», — говорит Михаил.
Он добавляет, что не просто так «ищет себе вузы и факультеты»: «Я отталкиваюсь от интересов. А эти интересы я стараюсь получше изучать. Здесь влияет всё: мнение друзей, родителей, деньги. Вот только популярность для меня не важна. И, конечно, у меня есть какие-то образы перед глазами. Например, для меня журналисты и художники — это воины. Они борются за свое произведение. Отстаивают его сначала у редакторов и критиков, а потом у общества. И если вдруг отстоять не получится, то материал вообще никто не увидит».