Вузы России помогают студентам с ограниченными возможностями

В ряде российских вузов уверены: вести полноценную студенческую жизнь, ходить на пары вместе с друзьями, участвовать в исследовательских проектах, посещать творческие кружки и заниматься спортом — такие возможности должны быть у каждого, вне зависимости от состояния здоровья.
Выпускной в Московском государственном психолого-педагогическом университете.
Фото: Minobrnauki.gov.ru 

Пандусы, подъемные механизмы, информационные таблички и указатели на языке Брайля, автоматизированные рабочие места, необходимые гигиенические условия — это обязательный минимум, чтобы студент с ограниченными возможностями смог комфортно учиться в университете, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

Дело за вузами

В Южном федеральном университете функционирует Центр инклюзивного образования, его цель — повышение доступности и качества обучения людей с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Сотрудники центра сопровождают студентов с момента поступления и вплоть до трудоустройства.

В Ресурсном центре инклюзивного образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова ежемесячно организуются консультации родителей и преподавателей по вопросам успешного обучения студентов с ОВЗ. Особое внимание РЦИО уделяет мероприятиям по сплочению учебных групп. Так, в 2019 году был создан студенческий клуб центра, который стал одним из победителей регионального и Всероссийского конкурса «Студент года — 2019» (г. Ростов-на-Дону).

В Сеченовском университете студенты с ограниченными возможностями здоровья успешно реализуют социальные проекты, в том числе направленные на информирование о людях с ОВЗ и инвалидностью и развитие толерантной социокультурной среды. Помимо этого, в университете организовано сопровождение студентов с ОВЗ волонтерским и тьюторским движением.

В Московском государственном психолого-педагогическом университете разработана технология изготовления учебных пособий для студентов с нарушениями зрения. Используя особенности издательской системы TEX, технология позволяет подготовить любые математические тексты. Применяются обе доступные формы информации — рельефно-точечная и речевая. Преобразование в речевую форму может быть осуществлено как диктором, так и в автоматическом режиме с помощью синтезатора речи.

В Крымском федеральном университете имени Вернадского восстанавливают физическое здоровье и устраивают социальную реабилитацию студентов с инвалидностью с помощью природно-рекреационной базы и социокультурной среды крымского региона. Особое внимание уделяется использованию фито- и климатотерапии, терренкуров в заповедных и дворцово-парковых зонах.

В Казанском национальном исследовательском техническом университете имени Туполева — КАИ действует центр профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями и инвалидов (КУИМЦ). Здесь создаются условия для обучения людей с нарушениями слуха и зрения, например, проводятся многоуровневые комплексные реабилитации в системе высшего и среднего профессионального образования. Для каждого студента КУИМЦ формируется индивидуальный план обучения, включающий график прохождения и объем дисциплин обязательной и вариативной части адаптированной образовательной программы. В учебном плане предусмотрены адаптационные и коррекционно-реабилитационные дисциплины коммуникативного мастерства, социализации, когнитивного сопровождения и профессиональной адаптации. 

 
 Фото: Russiaedu.ru 

Что думают студенты

Артём Абрамов в 2015 году поступил на юридический факультет ЧГУ имени Ульянова. Артем — полностью незрячий с остаточным слухом. На первом курсе он ходил на занятия один, а с 2016 года у него появилась первая в России обученная собака-поводырь для слепоглухих.

«Очень понравилась наша группа — сплоченная, дружная. Можно было любому из них позвонить и попросить довести от остановки троллейбуса до корпуса или из одной аудитории в другую на пары. Никто ни разу не отказал в помощи. Учиться было немного сложнее, чем остальным, но я справился», — рассказывает Артём.

С дипломом бакалавра юриспруденции он идет к своей цели — планирует стать юристом и помогать людям с ОВЗ.

Мирада Гаджиева передвигается на коляске. Когда она поступила в РУДН, специально для нее оборудовали пандус для въезда на первый этаж и сделали лифт, чтобы она могла спускаться на -1. Сегодня Мирада в числе лучших выпускников 2020 года.

«В первый день учебы ты приходишь в неизвестное место к новым людям, ты полна надежд на то, что найдешь здесь новых друзей, получишь знания. Как и все первокурсники, ты теряешься среди множества аудиторий, пытаясь найти нужную. Знакомство со своей группой, снова поиски аудитории на следующую пару», — рассказала Мирада.

В 2019 году ее факультет решил принять участие в акции "Неделя добра": «Мы долго выбирали, какой проект хотим осуществить, пока в один момент я не осознала, что можно посетить Детскую больницу имени Пирогова. Я ведь сама когда-то была пациенткой этой больницы и понимаю, как важно проводить такие мероприятия. Я связалась с отделением, и наш визит одобрили. После завершения "Недели добра" всем так понравилась эта идея, что было решено продолжать посещения больницы. Там мы знакомились с ребятами, проводили командные игры и развлечения».

Сегодня Мирада Гаджиева — выпускница Института мировой экономики и бизнеса.

Артём Андреев, студент Северо-Восточного федерального университета, учится на филологическом факультете и хочет стать журналистом. У него ДЦП с рождения. С февраля Артём работает в Доме научной коллаборации СВФУ инженером, этим летом успешно завершил первый курс магистратуры. Он интересуется бизнесом и был председателем совета студентов-предпринимателей. По словам Артёма, заболевание никак не отражается на учебном процессе: «Я медленно пишу, но в магистратуре, в основном, пользуюсь ноутбуком. Работаю тоже на нем».

В новом общежитии Уральского федерального университета с 2017 года оборудованы специальные комнаты, которые позволяют обеспечить комфортным жильем всех иногородних студентов с ограничениями в ходьбе. УрФУ стал создателем первого в России адаптационного модуля для студентов с особенностями — специальный курс на платформе «Открытое образование» помогает слушателям адаптироваться в университетской среде и приобрести необходимые для успешной учебы гибкие навыки.

Никите Кислому 22 года, он учится на первом курсе УрФУ. С детства у него двухсторонняя сенсоневральная тугоухость, справа — четвёртой степени, слева — глухота. В детстве Никита заболел и начались осложнения, на которые врачи не обратили внимания. Процесс стал необратимым. «Приятно, что в университете можно не только получить профессию, но и заниматься любимым делом. Несколько лет назад я снял и смонтировал несколько клипов популярных песен на языке жестов. Один из клипов собрал уже больше восьми тысяч просмотров. Поступив в университет, я сделал социальный ролик о своем любимом деле — беге. В будущем я хотел бы стать профессиональным тренером, в этом мне помогают преподаватели УрФУ».

Студенты Пензенского государственного университета — единственные в городе, кто занимается инклюзивным волонтерством. При этом некоторые из них сами имеют проблемы со здоровьем. Например, Айгуль Утяшева, которая плохо видит и слышит. Возглавляя волонтерский корпус ПГУ «Абилимпикс», Айгуль активно помогает другим.

Еще один пример — Иван Пчельников, инвалид-колясочник. В этом году юноша окончил факультет педагогики, психологии и социальных наук ПГУ. С самого первого дня обучения в университете Иван активно погружался не только в учебу, но и в проектную деятельность. Его проект «Хостел «Дом Вероники» выиграл грант на форуме «iВолга». «Дом Вероники» — это активный пансион для молодых инвалидов, лишенных родительского попечения, и хостел для тех, кто приезжает в Пензу для обмена опытом и просто в гости. 

 
 Фото: Share.america.gov 

Три истории

Михаил Пожидаев — единственный сотрудник ТГУ, у которого полностью потеряно зрение. Михаил ослеп в 18 лет из-за аллергического заболевания. В 2000 году он поступил на факультет информатики Томского государственного университета, но из-за болезни был вынужден прервать учебу. После двух лет адаптации Михаил заново поступил в ТГУ и окончил его в 2007-м. Затем пошел в аспирантуру, где защитил кандидатскую диссертацию. К этому времени он уже создал платформу невизуальных приложений, которая помогает людям с нарушением зрения: можно переводить текст в аудио, редактировать содержание PDF-файлов, искать нужные фрагменты текста, копировать их и так далее. Со студентами на этой платформе работают в индивидуальном порядке.

В 2019/20 учебном году Михаил разработал и начал вести курс по UNIX для студентов Института прикладной математики и компьютерных наук, этот курс в течение семестра прошли 30 человек. Со следующего учебного года курс будет разделен на две части: студенты изучат ОС UNIX и программирование в UNIX.

 «Я с удивлением обнаружил в себе не самого худшего лектора, судя по отзывам студентов. Кроме лекций я в прошлом семестре также принимал лабораторные работы по другому курсу у студентов ИПМКН. Со всеми у нас установился хороший контакт, процесс обучения оказался результативным, так что я доволен итогами», — рассказывает Михаил.

В конце 2019 года ТГУ и издательство «Директ-Медиа» заключили контракт на техническую обработку аудиокниг. Занимаются этим процессом Михаил Пожидаев, его помощница Елена Теплых и их московский коллега Алексей Голошумов. К середине августа они завершат работу и создадут в общей сложности 100 аудиокниг.

***

С 15 лет Янина Банник не может передвигаться без коляски. Однако это не стало преградой — сейчас она счастливая жена и мама. В 2017 году Янина окончила Центр обучения инвалидов СПбГЭУ, принимает активное участие в различных проектах вместе с мужем Виталием, который также имеет инвалидность, и ведет собственный блог, цель которого — помогать людям, как она.

После окончания университета Янина работала в сфере digital-маркетинг в интернет-магазине мебели и оборудования для гостиниц и ресторанов, проводила аналитику на рынке конкурентов, вела базы данных клиентов.

«Наш с супругом Youtube-канал "Ограничений NET" направлен на людей с ограниченными возможностями, на родителей с особенными детками. Посмотрев наши видео, они понимают, что у их детей может быть счастливое будущее. Ну, и на обычных людей, которых интересуют темы доступной среды, материнства, путешествий. Мы хотим, чтобы люди поверили, что нет ничего невозможного. Мы снимаем ролики о доступной среде, чтобы показать, куда в Петербурге можно поехать и погулять, какие музеи посетить. Также снимаем, как справляемся с ребенком. Муж рассказывает, как получить водительские права с шейной травмой, как пересесть в машину, как ездить с ручным управлением и т.д. Мы собираемся развивать канал, в планах у нас больше путешествовать, и скоро на канале будут видео с доступной средой не только Петербурга, но и других городов и стран», — рассказала Янина.

***

Айдын Тюлюш, учитель информатики и руководитель кружка робототехники Кызылского президентского кадетского училища, один из самых успешных выпускников с ОВЗ ТувГУ. После перенесенной в юности операции на позвоночнике Айдын вынужден передвигаться при помощи костылей.

«Я считаю, для университета в небольшой республике наш вуз отлично справляется с внедрением инклюзивного образования. Уж кому как не мне об этом знать. Вы даже себе не представляете насколько облегчился процесс обучения для особенных студентов с появлением лифта в учебно-лабораторном корпусе №2», — рассказывает выпускник ТувГУ.

Айдына пригласили на работу в ТываСвязьИнформ. Так он и доучился — работал инженером-программистом, параллельно готовился к госэкзаменам и писал дипломную работу.

«Я никогда никуда не рвался, не напрашивался. Работодатели находили меня сами. Позже мне предложили должность учителя информатики в Кызылском президентском кадетском училище», — говорит Айдын.

Он считает, что образование дает не только знания и умения, но и уверенность в себе и своем будущем, понимание своих возможностей. Такая вера помогает находить работу и профессиональное признание.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале