Исполняется 100 лет со дня рождения Рэя Брэдбери
Фото: Raybradbury.com |
Рэй Брэдбери прожил 92 года. Он написал об «эффекте бабочки» («И грянул гром») и пришествии технологий («Вельд»), об одиночестве человека в обществе машин, о страхе атомной войны, о человечности и жестокости, об экологии и ядерной угрозе, фашизме и демократии, утопии и нежности, о расизме и воображении.
В его честь экипаж «Аполлона-15» назвал лунный кратер «одуванчиком», а астрономическое сообщество присвоило астероиду 9766 имя Брэдбери. На Марсе существуют самые настоящие «Марсианские хроники» — это скалы, а часть марсианского Гранд-Каньона зовут «бездной Брэдбери», сообщает портал Мел.фм.
https://mel.fm/istorii/5938061-ray_bradbury
Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 года 1920 года в городке Уокиган на Среднем Западе, в штате Иллинойс. Мама, Эстер (в девичестве Моберг) была шведской эмигранткой во втором поколении, а семья отца, Леонарда Сполдинга Брэдбери, — старинная, из первых переселенцев.
Рэй Брэдбери в возрасте трёх лет |
Отец Рэя хорошо играл в гольф, был неразговорчив и не любил жить на одном месте. В Уокигане он работал в энергетической компании рабочим; не преуспевал, денег вечно не хватало, семья переезжала в Аризону, возвращалась в Иллинойс и в конце концов обосновалась в Лос-Анжелесе, когда Рэю было 14: там отец нашел работу в кабельной компании. В семье любили кино: второе имя Дуглас Рэю дали в честь актера Дугласа Фэрбенкса.
У Рэя был старший брат Леонард, была и младшая сестренка, Элизабет, которая умерла через два года после рождения. Рэй рос неспокойным и крайне впечатлительным, все увиденное врезалось ему в память и необыкновенно поражало: цвета казались яркими, радио и кино — удивительными чудесами. У мальчика была выдающаяся память, он, как и Лев Толстой, утверждал, что помнит себя младенцем.
По словам Сэма Уэллера, биографа Брэдбери, он помнил первый снег, увиденный им в жизни, и первый фильм — немое кино «Горбун собора Парижской Богоматери» в 1924 году.
Чувствительный и неловкий мальчик с острым воображением, который плакал над книгами, пугался в кино и всегда тянулся к новому, — таким подростком был Рэй Брэдбери.
Детство Рэя в Уокигане, штат Иллинойс |
Однажды на Рождество любимая тетя Невада (тетя Нева, которую Брэдбери всю жизнь называл второй мамой) подарила племяннику фантастический комикс «Жил-был однажды». Это было открытием: Рэй зачитал его до дыр, как и Эдгара По и «Волшебника страны Оз». Его страсть к книгам и чтению была смешна ровесникам: в пятом классе Рэя дразнили за любовь к комиксам и фантастике, а он жадно читал все подряд в библиотеке, бегал в кино, играл в драматическом кружке и сочинял.
Когда Рэю было 12, он попал на выступление гастролирующего фокусника мистера Блэкстоуна. Афишу его представлений мальчик сохранил на всю жизнь. В конце выступления маг протянул руку к Брэдбери, коснулся его своим волшебным мечом и приказал: «Живи вечно!»
Рэй так и собирался. А еще он принял сразу два решения: стать волшебником и начать писать. В 1932 году ему подарили на Рождество игрушечную пишущую машинку. Пять лет спустя он купил настоящую — за десять долларов.
«Самое большое удовольствие в моей жизни — вставать каждое утро и бросаться к пишущей машинке, потому что меня осенила какая-то новая идея. Чувство, которое я испытываю каждый день, очень похоже на то, что было, когда мне было 12. Во всяком случае, вот я, 80-летний старик, преисполненный великой радости, радуюсь долгой жизни, которая была мне дарована. У меня есть хорошие планы на ближайшие десять или двадцать лет», — рассказывал Брэдбери в 2000 году.
В 1932 году Брэдбери написал продолжение комикса «Марсианских рыцарей» Эдгара Берроуза — потому что у него не было денег на покупку следующей книги серии.
Рэй и Марлен Дитрих возле студии Paramount, 1935 год |
В 16 лет он узнал о существовании Лос-Анджелесского общества научной фантастики. Взволнованный тем, что у него есть единомышленники, Брэдбери стал посещать собрания клуба. Он читал Герберта Уэллса, Жюля Верна, Роберта Хайнлайна, Артура Кларка и многое другое.
Рэй окончил школу в Лос-Анджелесе в 1938 году, об университете или колледже для него не могло быть и речи: в семье не было денег, а потому следующие четыре года он продавал газеты на улицах, по ночам читал и писал. Плохое зрение (он всю жизнь был очень близорук) не позволило Брэдбери принять участие во Второй мировой войне. В 20 лет, по его собственному признанию, он перестал читать фантастику и зачитывался теперь Джоном Донном и Александром Поупом. Написанные рассказы он рассылал по редакциям журналов; их потихоньку начали печатать, и наконец в 1947 году вышел его первый сборник рассказов «Темный карнавал». Однако он не принес Брэдбери ни славы, ни признания.
В 1949 году в нью-йоркском издательстве Doubleday рассказы Рэя попались опытному редактору Уолтеру Брэдбери, однофамильцу. Он увидел в сборнике рассказов общую тему и большой потенциал и дал молодому писателю несколько важных советов: собрать из них нечто вроде общей истории о колонизации землянами таинственной планеты Марс. Рэй Брэдбери объединил рассказы, придумал им новые названия, ввёл хронологию событий (сначала события происходили в 2001 году, позже он изменил даты на 2030-е годы) — так появились «Марсианские хроники», которые Брэдбери позже назвал своей самой сильной вещью. Марс в них предстает новым рубежом человечества, больного расизмом и страстью к предпринимательству, одержимого войнами и все-таки остающегося тем самым человечеством, которое осуществило Великие географические открытия.
В 1947 году Брэдбери познакомился с Мэгги Макклюр, своей будущей женой, в книжном магазине «Фаулер Бразерс» в Лос-Анджелесе. Брэдбери бродил по магазину в длинном черном пальто, а Мэгги следила за ним: она думала, что юноша готовится что-то украсть. В том же году они поженились, и брак был счастливым: у них родились четыре дочери.
Рэй Брэдбери с женой и дочерьми, 1958 год |
В 1953 году, через три года после «Марсианских хроник», вышел «451 градус по Фаренгейту» — научно-фантастический роман-антиутопия, описывающий американское общество близкого будущего, в котором книги находятся под запретом.
После Брэдбери фантастика перестала быть низким жанром: его книги стали читать взахлеб, думать над ними. Брэдбери начали переводить и издавать по всему миру.
В 1957 году вышла первая часть трилогии «Вино из одуванчиков» — произведение, выделяющееся среди литературного творчества Рэя Брэдбери личными переживаниями писателя. Это во многом автобиографическая книга. Главный герой — мальчик по имени Дуглас Сполдинг — является аллюзией на самого Брэдбери. Следующая ее часть — «Лето, прощай» — увидела свет только в 2006 году.
«Живи вечно»
За свою долгую литературную жизнь (он печатался с 1947-го по 2010-й) Брэдбери опубликовал более 30 книг, около 600 рассказов, а также множество стихотворений, эссе и пьес. Его рассказы вошли в школьные программы по литературе. При жизни Брэдбери стал настоящей легендой. Он ратовал за образование, призывал развивать библиотеки и последовательно высказывался о важности свободы.
«Люди сделали кучу глупостей: придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и айфон, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру, кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет потреблять — пить пиво и смотреть сериалы», — говорил писатель.
Рэй Брэдбери в 1959 году |
Брэдбери был лауреатом премий О. Генри, Бенджамина Франклина, писателей-фантастов Америки, ПЕН-центра США за выдающийся вклад в развитие американской литературы. Он много работал для кино и телевидения, писал сценарии и пьесы, был номинирован на «Оскар» и получал «Эмми». На его счету Пулитцеровская премия; «Хьюго» и «Небьюла» — главные «фантастические» премии. Несколько лет выходил сериал «Театр Рэя Брэдбери» — 65 его рассказов были адаптированы для этого проекта. Кроме того, Брэдбери писал детективы, стихи и ужасы, рисовал, пробовал себя в архитектуре и дизайне.
У него был знаменитый на всю Америку дом, полный книг, архивов и необыкновенных экспонатов. Внуки писателя рассказывают, что у деда было больше игрушек, чем у них: в кабинете лежали игрушечные лучевые ружья, роботы, огромные мягкие игрушки, а в банке плавала голова — подарок Альфреда Хичкока.
Каждое Рождество Брэдбери просил жену дарить ему игрушки вместо других подарков. За ним числится и несколько других чудачеств: Брэдбери так и не научился водить машину, потрясенный увиденной в юности страшной аварией. Он не любил компьютеры и не верил в интернет. Всю жизнь его девизом было «Прыгай со скалы и, падая, расправь крылья».
The New York Times назвала Брэдбери «писателем, наиболее ответственным за включение современной научной фантастики в литературный мейнстрим».
Брэдбери в СССР и в России
Книги Брэдбери были популярны в СССР. Их начали публиковать в начале 50-х: у Рэя была репутация прогрессивного писателя, выступавшего против гонки вооружений, жупела тех лет, и ядерной угрозы.
Ходили слухи, что тиражи Брэдбери в СССР были так велики, что он жил на гонорары от них. Правда, сам Брэдбери в интервью говорил, что не получил ни копейки из этих мифических сумм, но все еще не теряет надежды.
Обложки первых изданий романов «Марсианские хроники» (1950 год) и «451 градус по Фаренгейту» (1953 год) |
Его нет уже восемь лет, но на русском языке продолжают выходить книги его неизвестных произведений. Так, уже четыре года существует серия «Неизвестный Брэдбери». Две книги: «Мы – плотники незримого собора» и «Механический хэппи-лэнд» по крохам собраны их переводчиком и составителем Арамом Оганяном. Он исследовал множество старых газет и журналов, лично состоял в переписке с Рэем Брэдбери. Эти два сборника как бы предваряют третий, готовят русского читателя к встрече с ним. Первый назван строчкой из стихотворения Брэдбери, во втором уже опубликованы стихи автора.
Русское издание — «Гринтаун. Мишурный город» — дублирует оригинальный сборник 2012 года «Greentown. Tinsiltown». В книгу вошли стихи, эссе, заметки, воспоминания, прямые речи под запись.
Гринтаун – это вымышленный город, в котором происходит действие романов Брэдбери «Вино из одуванчиков», «Лето, прощай!», «Что-то страшное грядет», «Из праха восставшие», а также множества рассказов.
Брэдбери о том, как книги стали его семьей, дали образование, научили голосовать на выборах и общаться с женщинами
***
Жюль Верн — мой отец. Герберт Уэллс — мой многомудрый дядя. Эдгар Аллан По — мой кузен, у него перепончатые крылья, как у летучей мыши, он жил у нас на чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс — мои друзья и братья. Теперь вы знакомы с моей родней. После всего этого уже совершенно очевидно, что Мэри Уолстонкрафт Шелли, автор «Франкенштейна»,— моя мать. С такой родословной я мог стать только фантастом, а кем же еще?
***
Раньше я воровал книги. Ужасно такое говорить, но я считаю это достойным занятием. Ты крадешь знание. Хотя я лично книжки возвращал. Я ходил в ближайшую к дому аптеку, куда привозили новые номера Astounding Stories. Каждый стоил 25 центов, которых у меня, конечно, не было. Так что я крал журнал, читал его дома, а потом, пока никто не видел, возвращал на место.
***
Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку.
Рэй Брэдбери в 1977 году |
***
В детстве, когда девчонки звали меня домой, я читал им свои рассказы. Представляете, какое впечатление можно произвести на девушку, когда ты вместо того, чтобы приставать к ней, читаешь ей рассказ.
***
Все женщины в моей жизни были либо библиотекарями, либо преподавательницами литературы, либо продавщицами книг.
***
Если вы умеете читать, вы готовы к жизни, вы можете голосовать в условиях демократии. Но если вы не умеете читать, вы не знаете, как сделать выбор. Это самое замечательное в нашей стране — у нас демократия читателей, и мы должны сохранить ее.
***
Отличный способ начать читать такой. К вам подбегает с безумными глазами друг и орет: «Боже мой, я только что прочел книжку про доктора зла Фу Манчу, и она отличная!», затем вы читаете про Фу Манчу и произносите: «Аааааа! Замечательно!» С чего начинать, неважно, влюбляйтесь в книги сами.
***
Книга должна пахнуть. Новые книги пахнут прекрасно. Но старые — лучше, любая старая книга пахнет для меня Древним Египтом.
***
У электронных книг нет будущего. Они пахнут подожженным бензином.
***
Ничего из того, что может дать компьютер, не сравнится с книгой. На самом деле ее невозможно по-настоящему выложить в интернет. Компьютер может предложить вам в лучшем случае рукопись. А люди не хотят читать рукописи. Они хотят читать книги. Они классно пахнут. Красиво выглядят. Их можно и к сердцу прижать, и в карман положить.
***
С чем мы останемся без библиотек? Без них у нас не будет ни прошлого, ни будущего.
***
20 лет назад сенатор Джозеф Маккарти начал составлять списки книг. Мне это не понравилось. Мне не по душе, когда кто-то говорит: «Вот список для чтения, идите читайте только его». Списки — это издевательство. Библиотеки функционируют иначе. Я мечтаю об абсолютно свободной библиотеке со всеми книгами на полках — с арабскими, с еврейскими, со всеми черными книгами, со всеми белыми книгами, всеми католическими и протестантскими книгами. Все они выложены для меня для того, чтобы я пришел, влюбился и получил нужное для меня знание. А вдобавок еще и намечтался.
***
Я в жизни смог написать только один научно-фантастический роман — «451 градус по Фаренгейту». Он основан исключительно на наблюдениях за реальной жизнью и моей ненависти к людям, которые уничтожают книги.
***
Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их.
***
Если книгу не хочется читать ночью под простыней с фонариком, ее не стоит читать вовсе. Только для этого я и пишу.