В Калужской области швейцарец помогает бездомным заниматься сельским хозяйством
Фото: Asi.org.ru |
Об этом сообщает Агентство социальной информации.
Швейцарец в русской глубинке
Один из давних друзей фонда «Ремесло добра» — швейцарец Йорг Дусс. Около 20-ти лет назад он перебрался в русскую глубинку и сейчас живёт в деревне Лаговщина Тарусского района Калужской области, где держит крупное хозяйство. У Йорга 32 гектара земли, он готов предоставить своим работникам жилье, обед, работу и зарплату.
На территории хозяйства Йорга в Лаговщине — сараи и вольеры для скотины, хозяйственные помещения и несколько жилых построек. В их числе — общежитие для работников фермы. Каждый день вокруг кипит работа. Кто-то чистит картошку, кто-то тащит на тачке ворох травы для коровы, которых выгуливают пастухи.
К Йоргу попадают разные люди: например, фонд устроил туда девушку, которая после детского дома оказалась в психоневрологическом интернате. Бывают здесь и те, кто просто приезжает на сезон, как в летний лагерь.
«Здесь готовы к тому, что от нового человека могут быть сюрпризы, что он окажется странным, что у него могут быть обострения, что он может уходить в запой. Главная особенность хозяйства Йорга в том, что они не будут от этого шарахаться. Знаете, многие работодатели могут так: ой, зачем нам эти? От них никакого толка!» — рассказывает исполнительный директор Фонда помощи социально незащищенным людям «Ремесло добра» Дина Анишина.
У Йорга за плечами много благотворительных инициатив. К примеру, он обеспечивает всех бабушек тарусского района дровами на зиму. И помочь людям, попавшим в беду, тоже готов.
Йорг Дусс. Фото: Asi.org.ru |
По мнению Дины Анишиной, люди в трудной жизненной ситуации мало отличаются от простых наемных рабочих: «У последних тоже могут быть те еще «секреты». Нам ведь кажется, что бездомность так далеко от нас, а она близко. Иногда смотришь на человека, оказавшегося на улице, и даже подумать не можешь, что он такой: вроде и работал где-то, и все было хорошо, но потом что-то случилось».
Несмотря на то, что хозяйство Йорга «более демократично» — в Давыдкове запрещают мат, пьянство и блуд, а швейцарец к этому более лоялен, — тут все по расписанию. В семь часов — завтрак, в одиннадцать — чаепитие, в час — обед, в пять — чай, в семь — ужин. Кроме того, много разной работы: стройка, прополка, покос, варка сыра — здесь есть место более чем для сорока разных профессий.
«Работу нам здесь диктует природа и погода. К осени урожай, надо все собирать», — замечает Йорг.
Сарафанное радио для результата
Как отмечает Дина Анишина, этот проект имеет отсроченный результат: «Не может быть такого, чтобы рассказал и все сразу дружными толпами побежали в деревню. Даже если мы просто показали это место людям и как-то вдохновили, даже если они пока никуда не поехали, все равно это уже результат»,
Шестеро подопечных фонда уже начали работать на ферме Йорга Дусса, еще столько же задумались, не поменять ли им место жительства на деревню.
«Самое интересное, что из шести человек, которые уехали, только двое были на наших мероприятиях. Это указывает на отсроченный эффект от поездок и рассказов. Не факт, что это сработает именно на том человеке, которому ты рассказал и показал. Может, он расскажет своему знакомому или приятелю и тот вдохновится, позвонит нам и спросит, как туда попасть», — говорит Дина.
Фото: Asi.org.ru |
Свозить всех людей в трудной жизненной ситуации посмотреть на сельские хозяйства «Ремесло добра» не может, поэтому записало несколько видеороликов, которые теперь показывает в приютах и хостелах.
В фонде также составляют психологические портреты подопечных. Людям предлагается пройти несколько опросов.
«Цель опросника — выявить общие черты у этих людей, понять, какой этот человек, который хочет ехать в деревню или который не хочет, и почему. Понять особенности, иметь представление о том, с кем мы работаем», — объясняет Анишина.
Ожидается, что осенью 2020 года выйдет полноценное исследование.
Дина Анишина отмечает, что многие из людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, боятся уезжать в сельскую местность, потому что часто их забирают в рабство, отбирают документы: «Это реальность. Мы проводники: можем дать рекомендации о руководителях этих предприятий и ферм, то есть потенциальных работодателях, и сказать ищущим работу, что здесь не обманывают, можно спокойно ехать».
Приют в Московской области
У «Ремесла добра» есть приют, расположенный в деревне Давыдково Клинского района Московской области. Это 28 соток земли, козы, куры и огород.
По словам Дины Анишиной, первоначально они планировали обучать в Давыдкове бездомных людей, захотевших освоить сельское хозяйство. Но пандемия внесла свои коррективы: уроки пришлось делать в видеоформате и показывать в приютах и хостелах. Одни из первых уроков — как бороться с борщевиком и построить колодец.
От Давыдкова пошла идея занимать людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, сельскохозяйственным трудом.
Фото: Asi.org.ru |
«Многие люди, попадающие к нам в приют, нуждаются в том, чтобы мы их пристроили дальше туда, где они смогут зарабатывать, а не просто жить и ждать, пока решат их проблемы», – говорит Дина.
В Давыдкове нужно лишь обслуживать себя, заниматься огородом и хозяйством, восьмичасовой работы и подъема в семь утра нет. Там живут люди, которые ждут получения паспорта и должны оставаться рядом с московскими МФЦ или УФМС, ждут устройства в дома престарелых или оформления инвалидности. Тем же, кто хочет устроиться на работу и встать на ноги, «Ремесло добра» предлагает поехать в деревню. Среди групп, на которые нацелен проект, — как подопечные московских фондов, так и люди из центров социальной адаптации.
В партнерах фонда четыре хозяйства, в том числе ферма Йорга Дусса.
«Сейчас мы планируем популяризировать это среди других хозяйств и привлекать к проекту других фермеров. На это требуется время. Абы к кому отправлять людей нельзя: мы тоже должны с проверенными людьми работать, могут быть злоупотребления по отношению к бездомным людям», — заключает Дина Анишина.