Тревожные люди и гепарды. Что делать, если я трачу весь ресурс на поддержание себя в ресурсе

Моя подруга отдыхает в Минводах. Ну, как отдыхает: деньги к концу лета закончились, поэтому она просто поехала к брату. Он живет с семьей и собакой в собственном доме. Оле нравится проводить время с племянниками, семи и пяти лет. Вот только, будучи монтессори-педагогом, ей сложно общаться с женой брата, наблюдать за тем, как она обращается с детьми.


Между тем «наблюдение» — один из главных инструментов монтессори-педагогики. Оно помогает лучше узнать ребенка, определить его потребности и способности, различить, с чем он может справиться сам, а в чем ему нужна помощь.

Однако организовать зону ближайшего развития для невестки у Оли не получится, несмотря на весь педагогический пыл: отношения «взрослый-взрослый» регулируются другими законами. Приходится тратить силы на сдерживание пыла. Из совместной поездки на природу Оля вернулась выжатая как лимон (или что там растет в Минводах — как белая слива). Причем это последние дни отпуска перед возвращением в Москву.

Как мне ей помочь? Я выслушала Олю, поддержала кивками, которых ей не видно. А сегодня она прислала мне сообщение: «Вчера вечером поехала забирать у знакомой длинные юбки, которые она сшила мне для работы. Ехала на велосипеде целый час. Обычно мы на машине проскакиваем этот участок дороги, а тут я смогла его хорошенько рассмотреть. Какой же он живописный! Возвращалась уже в темноте под звездным-звездным небом. Местами было страшновато, но я справилась. Вернулась домой уже совершенно в другом состоянии. Сегодня днем с младшим племянником поднимаемся на Бештау, а уже вечером я буду в Москве. Я готова вернуться».

Сколько же сил мы, высокочувствительные и тревожные люди — Оля именно такая, как и я я — расходуем на саморегуляцию! Чтобы прийти в себя и успокоиться, нам постоянно нужно что-то изобретать, пробовать одно, второе, третье. Наконец, подействовало, стало хорошо, и начинается новый виток цикла — анализ, рефлексия, фиксирование успеха с другом, записью в дневнике, психотерапевтом. Короткая передышка. И снова что-то выбивает из колеи.

Говорят, что гепард — самое быстрое животное благодаря тому, что у него только мышцы и никакого жира. Когда он гонится за ланью, то в определенной степени рискует жизнью: чтобы развить скорость 98 км/ч, надо потратить практически весь запас сил. Если погоня не увенчается успехом и не будет пищи подкрепиться, гепард может умереть от истощения. На пределе сил он совершит вторую попытку, но это будет точно последний шанс.


Поездка на велосипеде в состоянии выжатой белой сливы накануне возвращения в мегаполис могла закончиться депрессивным эпизодом. Но Оля справилась.

Мы тратим, наверное, половину жизни на сохранение себя в строю вместо того, чтобы совершать, открывать, создавать… Какой смысл в такой жизни? А с другой стороны, человечество столько всего насоздавало, добыло, понастроило — что ещё нужно для полного счастья? Разве что спокойствия, умиротворения и чувства меры.

На любой станции метро в Москве есть «место встречи». Такое место должно быть и внутри каждого, чтобы встретиться с собой, постоять, успокоиться и пойти дальше.

Недаром преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале