Искусство отражать: как устроен студенческий театр журфака МГУ

Участники театральной студии журфака МГУ Tabula Rasa в течение пяти лет ставили спектакли в больших аудиториях своего факультета. Новое поколение студентов приняло эстафету, но будут ли режиссеры в лице вчерашних выпускников и преподавателя Руслана Поддубцева возобновлять деятельность — пока не понятно. Корреспондент «ТД» Джульетта Карапетян побывала на репетициях последних постановок и вспоминает, как это было.
 Егор (Фото: Джульетта Карапетян)

Чистая доска

Выражение «Tabula Rasa» с латинского языка переводится как «чистая доска». Если не вдаваться в философию, это крылатое выражение означает, что человек рождается без предубеждений и взглядов: чистым, как доска. Такое сравнение впервые провел Аристотель в сочинении «О душе». Чем старше становится человек, тем больше он создаёт себя с помощью опыта, размышлений, анализа.

На журфаке все началось с огромного желания студентов создать что-то новое и яркое. На факультете не было сплоченного театра, и в 2015 году два студента — Катя Биккулова и Кирилл Весёлкин — решили исправить это. В то время ребята еще не называли себя «Табулой». Катя только начинала собирать команду инициативных студентов, чтобы поставить первый спектакль «Притворщики» по одноимённой пьесе Брагинского и Рязанова. В спектакле также был задействован джазовый оркестр МГУ под руководством Ивана Корякина. Намерения у студентов были серьезные.

— Театр научил меня руководить, — вспоминает Катя Биккулова, основатель и художественный руководитель театра Tabula Rasa. — Уже прошло много времени с тех пор, как все началось. Я выросла как человек, как профессионал: сейчас работаю на руководящей должности. Благодаря театру я научилась это делать, и каждый день продолжаю учиться. Для меня театр — метафора всей жизни: в личных отношениях, в работе, в дружбе. Многие попадали к нам, «случайно» заглянув на кастинг. Их театр тоже спасает, как спас когда-то меня. Tabula Rasa — такой маленький театр «не для всех». Это не только спектакли или работа за кулисами, это наш общий организм».

Первую постановку нельзя было назвать прорывом. Она определила начало, но не ознаменовала большой триумф. Второй спектакль, поставленный в октябре 2016 года по мотивам книги Аркадия Аверченко «Неизлечимые», имел гораздо больший успех на факультете. Тогда труппа и начала называть себя «Tabula Rasa».

 
 Катя (Фото: Полина Леонова)

К команде присоединились новые участники: монтажеры, операторы, хореографы, писатели. Так, Егор Нараевский, один из «ветеранов» актерского ансамбля, вспоминает: «Первая роль была очень далека от меня по характеру. Необходимо было стать максимально раскрепощенным и, по сюжету, даже мерзким...». После «Неизлечимых» все пошло в гору: больше кастингов, больше спектаклей, больше творческой работы на протяжении нескольких лет. Поставили спектакли «Мелкий бес» — интерпретацию одноименного гротескного романа Федора Сологуба, и «Веревку» — по хичкоковскому триллеру.

— У нас была очень сплоченная команда, — говорит Кирилл Весёлкин, режиссер и первый актер театра. — Я научился вести процесс, коммуницировать со всеми участниками действа. Осознал, что здесь все зависит не от тебя лично, но от работы всех людей на площадке. Процесс подготовки спектакля оказался очень интересным: ты видишь механику творчества. Видишь, как из простой маленькой идеи, которая была озвучена в каком-нибудь кафе, вдруг вырастает большое захватывающее действие. Самое приятное ощущение — когда зритель не понимает, как это сделано: не видит проводочков, веревочек, ламп, софитов и прочего. Наш театр — это огромный и важный этап в моей жизни. Там я познакомился с людьми, которые стали мне по-настоящему близкими. Уверен, в будущем этот опыт даст большие плоды». 

Новый голос театра

В 2018 году преподаватель журфака МГУ Руслан Поддубцев решил поработать с актерами театральной студии в качестве режиссера и поставил «экзистенциальную комедию» (авторское определение) по гоголевской «Женитьбе».

Мне довелось быть свидетелем одного из кастингов театра Tabula. Режиссер с большим вниманием анализировал игру каждого участника, тщательно подходил к вопросу подбора актеров. На репетициях Руслан строго относился к каждой, казалось бы, незаметной детали. Вот неверный взгляд, который следует срочно трансформировать, вот неточность в оформлении костюма, вот накладка в монтаже видеоряда к спектаклю — и так далее. 

— Театр развивает внимательность и делает внутреннюю жизнь человека более интенсивной, — объясняет Руслан Поддубцев. — Мне удалось опытным путем узнать, что такое сценическое пространство, как создаются спектакли. После этого, приходя на постановки в профессиональные залы, я смотрел на все уже другими глазами. Стало понятно, что мне интересно в театре, а что нет. Я превратился в более разборчивого зрителя, понял, какие режиссеры мне близки. В этом смысле театральная студия — хороший способ саморазвития. Занимаясь постановкой, ты многое начинаешь понимать и про сцену, и про текст, и про людей».

 
 Руслан (Фото: Ян Жуйлун)

Руслан признается, что ставить спектакли с театральным ансамблем «Табулы» было легко. Но, по его словам, нельзя в полной мере отдаваться подобной легкости: «Стоит критически относиться к своему делу, — продолжает Поддубцев, — я многократно переделывал некоторые эпизоды и даже «пересобирал» спектакль. Однажды всего за месяц до премьеры был придуман главный ход, который лег в основу постановки. Мы с ребятами тратили много сил, но это было несложно. Приятно было ставить спектакли с азартом, целиком отдаваясь делу».

Так в театральное сообщество на журфаке оказались вовлечены не только студенты, но и преподаватели. Руслан сотрудничал со студентами из театральной студии два года, и, помимо «Женитьбы», поставил еще два спектакля: современный взгляд на грибоедовское «Горе от ума» с сокращенным названием «Горе», а также «Шардам» — свежую авторскую постановку по материалам стихотворений и прозаических текстов Даниила Хармса, Николая Заболоцкого, Александра Введенского и Николая Олейникова. 

Тепличное взросление

— «Табула» — это «тепличное» взросление», — говорит журфаковская актриса Мария Колпакова. «Конечно, театр повлиял на меня, — смеется она.—  Там я и влюблялась, и разрешала какие-то внутренние противоречия, и ломала стереотипы. Ты сначала отказываешься что-то делать, а потом… наступает этап взросления, но не экстремального, когда тебя бросают в стрессовые обстоятельства. Все классно, приятно, при этом ты осознаешь что-то для себя очень важное, начинаешь смотреть на людей по-другому. Видишь, как человек, которого ты знала одним, ведет себя на сцене абсолютно иначе. И в голове срабатывает: «Наверное, каждый человек в моей жизни может вот так воплощаться в искусство… и не только…».

 
 Мария (Фото: Алина Эстер)

Егор Нараевский также признается, что театр помог раскрыть те стороны личности, которые он никогда не показывал:

«Это школа для меня, — говорит Егор. — Не только то, что касается занятий, новых актерских упражнений. Я встречал много людей через наш театр. И помню, наверное, всех: даже тех, кто у нас надолго не задержался. Люди из основной труппы, с которой я прошел почти все спектакли, оказывали на меня большое влияние как на личность. Они и сейчас помогают мне оставаться сильным. Мы прошли через многое, и с полной уверенностью могу сказать, что редко где ощущаю себя таким живым, как с ними».

Бывали в работе театра и сложности, и технические ограничения. Готовясь к спектаклю «Женитьба», например, ребята своими руками сколачивали ширму, а на репетициях «Горя» проекторы не всегда работали так, как требовалось.

Но усилия не прошли даром: в 2019 году Tabula Rasa стала лауреатом премии I Студенческого Театрального фестиваля МГУ в номинации «лучший театральный коллектив Московского университета». Награду Кате Биккуловой вручал ректор университета Виктор Садовничий.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале