Некоторые студенты еще в вузе придумали успешные проекты и реализовали их до выпускного
Фото: СГТУ |
Об этом сообщает пресс-служба Минобрнауки.
Парковка в кампусе университета
Парковка на территории вуза личных автомобилей сотрудников и студентов представляет собой стихийный процесс, который плохо поддается управлению. Из-за этого возникают различные проблемы, например, нерациональное использование площадей кампуса. В 2020 году в Саратовском государственном техническом университете имени Ю.А. Гагарина проблему контроля парковки решил проект Максима Давлеткулова — студента 4 курса направления «Прикладная информатика» Института прикладных информационных технологий и коммуникаций.
Под руководством директора института, доктора технических наук Ольги Долининой Максим разработал информационную систему «Умная парковка» как подсистему «Умного университета». С помощью IP-веб-камер система собирает информацию о номере машины, заезжающей на парковку. Камера формирует видеопоток с разрешением 4 Мп (2688x1520) и оснащена объективом, обеспечивающим угол обзора 87°. Программа идентифицирует машину на определенной локации. Сверхточная искусственная нейронная сеть (ИНС) обрабатывает изображение, распознает номер автомобиля и отправляет его на сервер, где происходит сбор данных о машине и событии (марка, владелец, пропуск, время парковки).
Администратор следит за парковочными местами, получает информацию об автомобилях и будет уведомлен о нарушении правил парковки. Программа по заданным критериям формирует отчеты об автомобилях, когда-либо паркующихся на территории СГТУ, о времени пребывания владельца машины в вузе, нарушителях правил парковки. Отчеты можно использовать в управленческих целях для совершенствования инфраструктуры университета. Например, система покажет, у какого корпуса вуза есть смысл расширить, а у какого сократить парковочную зону.
«Сейчас время получения администратором информации после фиксации веб-камерой — 30 секунд. Система уже включает все необходимые требования к ее функционалу, но ее можно еще оптимизировать: дополнить встроенными датчиками парковки, что позволит сократить объем видеотрафика и тем самым повысить эффективность системы», — комментирует Ольга Долинина.
В настоящий момент в рамках «Умной парковки» разрабатывается мобильное приложение, которое покажет водителю свободные и занятые места. Системы умной парковки ранее разрабатывались различными IT-компаниями, но имели определенные недостатки: давали обобщенную информацию о занятости без идентификации определенных машин, не формировали отчеты и так далее. Авторы умной парковки СГТУ учли все нюансы и создали проект, полностью удовлетворяющий управленческим целям вуза и обеспечивающий комфорт для водителей.
Максим Давлеткулов отметил: «Парковка очень удобная, функциональная и незатратная. Ее можно успешно применить в других вузах и везде, где есть необходимость регулирования парковки. Для этого необходимо иметь веб-камеру соответствующих параметров и само программное обеспечение. Чтобы система работала корректно, нужно соблюдать некоторые условия использования оборудования. Например, камера должна быть установлена под определенным углом к объекту наблюдения, нужно учитывать особенности освещения территории, чтобы солнечный свет не засвечивал номера автомобилей и другие моменты».
Фото: Pln-pskov.ru |
Сборник фольклора для детей
Псковские ученые много лет изучают местный фольклор, в частности, сказки. На тему особенностей устного народного творчества Псковщины написаны десятки трудов. Однако первой, кто станет проводником между сказками и их целевой аудиторией — детьми — будет студентка Псковского государственного университета Анастасия Попова. Она собрала и изучила сказочные тексты и собирается издать иллюстрированную книгу для детей с мультимедийным приложением.
«С детства я занимаюсь традиционной культурой, и народная сказка, как один из ярких самобытных жанров, давно привлекала мое внимание. Сказка раскрывает особенности характера человека, дает представление об окружающем мире и о том, как можно решить задачу нестандартным способом. А псковская сказка — это что-то особенное. Здесь на славу потрудились ученые, которые не только собрали и сохранили огромное количество сказочных текстов, но и опубликовали их. Однако, научные издания для детского восприятия недоступны. Мне хотелось сделать эту красоту доступной широкому читателю, и, прежде всего, детям», — рассказывает Анастасия Попова.
По словам автора проекта, специфическая орфография, обилие диалектной лексики, особенности звучания деревенской речи в уже изданных сборниках сказок сложны для детского восприятия. Эта проблема особенно актуальна в настоящее время, когда область испытывает потребность в методических материалах, содержащих региональный компонент.
«В реализации проекта есть также научная составляющая, связанная с отбором и особенно с адаптацией текстов для детской аудитории. Как представить детям народную, исходно необработанную сказку, сохранив при этом стилистику жанра, местный колорит, особенности народной речи, — эту задачу предстоит решать, опираясь на научно-филологический опыт исполнителей проекта», — подчеркивает проректор ПсковГУ по научной работе Тарас Антал.
Сборник будет издан за счет победы Анастасии в грантовом конкурсе форума «Таврида».
Фото: Chelyabinsk.bezformata.com |
Модернизация работы общественного транспорта
Эдуард Шамоян, студент факультета управления Челябинского государственного университета, предложил конкретные меры по совершенствованию управления организацией общественного пассажирского транспорта Челябинска. Эти меры он описал в своей выпускной квалификационной работе бакалавра. Предложениями заинтересовалось Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и пригласило Эдуарда на работу.
«Я взял тему пассажирского транспорта потому, что будучи студентом, каждый день передвигаюсь на автобусе или маршрутках, и проблемы в этой отрасли видны невооруженным глазом. Это и устаревший подвижной состав, постоянные "гонки за пассажиром" на маршрутах, отсутствие выделенных полос. Последний раз, когда был в Москве, обратил внимание на общественный транспорт, позже стал задумываться, почему в Челябинске транспорт также не может быть современным, экологически чистым и упорядоченным», — рассказал бакалавр.
По мнению Эдуарда, Челябинск активно расширяется, становится огромной агломерацией, в результате чего повышается маятниковая миграция населения, а это увеличивает нагрузку на общественный транспорт и требует новой реформы. В своей дипломной работе бакалавр предлагает комплекс мер: выбрать единого перевозчика на всех социально значимых маршрутах; сделать билеты, действующие на протяжении определенного времени, с бесплатными пересадками; создать выделенные полосы общественного транспорта как пилотного проекта в Челябинске.
«Выделенная полоса сегодня есть на части улиц Энгельса — Труда — Северо-Крымская. Но там нет видеофиксаторов, и по факту ездят все. Также мои предложения касаются системы оплаты за проезд: деньги от пассажира должны напрямую перетекать в госказну по новой автоматизированной системе оплаты проезда, а оттуда уже перевозчику по новой контрактной системе, когда оценивается стоимость километра, а не количество перевезенных пассажиров», — отметил Эдуард.
После практики в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Эдуарду Шамояну дали должность старшего инженера отдела пассажирских перевозок управления транспорта. А предложения учтут при составлении научно-исследовательских работ по оптимизации общественного транспорта. Теперь работу в министерстве студент совмещает с учебой в магистратуре факультета управления ЧелГУ.