«II/Два»: невежество порождает жестокость

Новая драма Влады Сеньковой «II/Два» рассказывает о жизни белорусских школьников и их недетских проблемах. Этот урок предназначен не только для подростков, но и для их родителей.

Белоруссия, небольшой провинциальный городок, школа. За внешне нормальным фасадом скрывается не только тревога из-за экзаменов. Десятиклассница Настя (Алина Юхневич) узнаёт, что она ВИЧ-положительна. Теперь для неё всё кардинально меняется. Окружающие показывают истинные лица: Кристина (Илария Шашко), за которую прежде заступалась Настя, рассказывает всем о её недуге. Девушке пришлось бы жить абсолютным изгоем, если бы рядом не было преданного Саши (Алексей Вайнилович). Он сам постоянно сталкивается с буллингом и знает по себе, что такое травля.

Вначале можно подумать, что сюжет картины прост и даже предсказуем, но это не так: каждый новый твист вплоть до самого финала несёт с собой нечто неожиданное. Режиссёр затрагивает и актуальные, и «вечнозелёные» темы — ту же верность друзей или конфликт отцов и детей. Но центральной остаётся всё-таки тема ВИЧ. Невежество способно затуманить сознание не только детей, но и их родителей, и даже учителей, которые должны с невежеством бороться. Вместо этого они тут же достают антисептик и предлагают ввести карантин. Повезло ещё, что хотя бы завуч знает о способах распространения вируса и пытается утихомирить взволнованных коллег!

Один из приёмов, который используют сценаристы картины, — контраст. Влада Сенькова и Александр Леско подчёркивают, как сильно могут отличаться друг от друга люди, попавшие в трудную ситуацию. В начале фильма нам показывают, что Настя поддерживает и оберегает своих друзей, но насколько по-разному проявили себя Саша и Кристина! Другая характерная сцена — родительское собрание. Здесь мама Насти вынуждена столкнуться с неприязнью и непониманием точно так же, как и дочь. Возможно, именно этот эпизод должен объяснить, почему дети так жестоки и невежественны: как может быть иначе, когда родители и сами такие же?

Именно невежество можно назвать главным злом в фильме. Если Саша, при всех возможных вопросах к нему, понимает, насколько глупо шарахаться от Насти, то другие одноклассники вместе с родителями впадают в какое-то коллективное безумство, их поглощает злая, животная истерика.

 

Алина Юхневич, Алексей Вайнилович и Илария Шашко показали достойный уровень, особенно заметный в «немых» сценах. Это три подростка, которых можно встретить в самой обычной школе.

Если говорить об особенностях съёмки, то сразу вспоминается «Школа» Валерии Гай Германики. Этот бескомпромиссный, жёсткий сериал о трудностях подростков близок работе Влады Сеньковой и по социальной направленности, и по стилистике. Всё в первую очередь нацелено на передачу происходящего, зритель как бы ходит рядом с персонажами.

Но такая съёмка — не всегда удачное решение. Например, в сценах, где герои бегут, камера настолько дёргается, что зритель видит лишь размытые краски. Возможно, реалистичности можно было бы достичь и не прибегая к столь головокружительной тряске.

 

Мы так и не узнаем, кто победит, потому что нас лишь на время впустили в подростковый мир — финал картины остаётся открытым. Но одно можно утверждать наверняка: про ВИЧ нужно говорить, важно заниматься этой темой, чтобы всё больше людей узнавали, что это такое на самом деле. Иначе невежество и дальше будет порождать самую настоящую жестокость.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале