Сергей Танеев: «Так как я рассчитываю прожить сто лет, составляю себе расписание на вторые 50»

Многие русские композиторы писали духовную музыку. К их числу принадлежит и Сергей Иванович Танеев, который увековечил память святого Иоанна Дамаскина в известном хоровом произведении, которое так и называется «Иоанн Дамаскин».
 
Сергей Танеев. Фото: Filarm.ru 

Сергей Танеев прожил недолгую, но яркую жизнь. Его детство прошло в высококультурной среде, у мальчика рано проявились музыкальные способности. Блестяще окончив Московскую консерваторию по классу Н. Г. Рубинштейна, Танеев впоследствии многие годы был ее профессором и директором.

Личность Танеева очень интересна и многогранна. Помимо музыкальных предметов, он ставил себе задачу изучить историю: «Все другие знания я буду группировать вокруг этого центра, — так считал композитор, — удовольствие видеть исполненным предначертанный план так велико, что я надеюсь не лениться». Впоследствии он рассказывал друзьям, что в молодости он составил себе расписание на пятьдесят лет и все, что наметил, выполнил. «Так как я рассчитываю прожить сто лет, то я занят теперь тем, что составляю себе расписание на вторые пятьдесят». К сожалению, после этого разговора он прожил всего шесть с половиной лет.

Однажды в одной из проповедей протоиерей Максим Козлов сказал: «Жить нужно тихо и глубоко». Мне запали в душу эти слова. Замечательный музыкант и композитор С. И. Танеев жил простой и скромной, даже бедной жизнью. Он, как Сократ, однажды увидевший собрание предметов роскоши, мог бы сказать: «Однако сколько есть предметов на свете, в которых я не нуждаюсь».

Кантата «Иоанн Дамаскин» была первым крупным сочинением Танеева, а написанная в конце жизни «По прочтении псалма» — последним.

«Иоанн Дамаскин» посвящен памяти Н. Г. Рубинштейна, внезапно скончавшегося в Париже в 1884 году. Основой кантаты послужили строки Л. К. Толстого, рисующие образ Иоанна Дамаскина: 

 Иду на неведомый мне путь,
 Иду меж страха и надежды,
 Мой взор угас, остыла грудь,
 Не внемлет слух, сомкнуты вежды; 

 Лежу безгласен, недвижим,
 Не слышу братского рыданья,
 И от кадила синий дым
 Не мне струит благоуханье:
 
 Но вечным сном пока я сплю.
 Моя любовь не умирает.
 И ею, братья, вас молю —
 Да каждый к Господу взывает:
 Господь! В тот день, когда труба
 Вострубит мира преставленье,
 Прими усопшего раба
 В твои небесные селенья!

Отрывок, избранный Танеевым, звучит как поминальный; отсюда и выбор поэтического текста, и основные музыкальные особенности сочинения. Важное место в кантате занимает церковный напев «Со святыми упокой». Его оркестровое изложение примечательно прекрасной гармонизацией.

Известный композитор и музыкальный критик Ц. Кюи писал: «Наше искусство обогатилось выдающимся произведением.». Исполнительская судьба кантаты подтвердила это мнение: со временен она стала одним из самых популярных и исполняемых произведений.

Незадолго до кончины Сергей Танеев написал вторую кантату «По прочтении псалма»на стихи А. С. Хомякова. У Хомякова это поэтическое переложение библейских мотивов. Он подчеркивает космическую грандиозность ветхозаветных образов:

 Мне нужно сердце чище злата
 И воля крепкая в труде,
 Мне нужен брат, любящий
 брата,
 Нужна мне правда на суде!

В этой кантате Танеева заключена целостная концепция мира и человеческого бытия в мире; ее главная идея — движение от хаоса и мрака к свету и разуму. Она проникнута мыслью о «всеобщности», «соборности»и поэтому особенно актуально звучит в наши дни.

Смысл жизни, призвание человека, жизнь и смерть — темы, которые раскрыты не только в кантатах Танеева, но и в произведениях С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова. Музыкальный критик Б. В. Асафьев называл кантату Танеева «поэмой о космосе, о величии организованного движения».

Однажды из родственниц спросила Танеева, как часто он бывает в церкви. Сергей Иванович ответил: «Бываю редко, но работаю на Бога».

Впервые опубликовано 1 января 2001 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале