«Хотелось как лучше…», или Социальная антиреклама
Представьте, что вы управляете автомобилем. Проносясь на скорости по шоссе, вы видите такой плакат:
Фото: Yandex.ru/turbo/adindex.ru |
Сколько секунд у вас есть на то, чтобы прочитать весь текст полностью? Последнюю часть вы можете просто не заметить. Что отложится в голове? Правильно, что «в инвалидности ребенка виноваты родители». А если вы мама или папа ребенка-инвалида, то я не хотел бы, чтобы вы видели эту рекламу за рулем.
Моя мама, к счастью, не водит машину. С момента моего рождения она уже наслушалась советов, как надо лечить ребенка с ДЦП, и объяснений, почему это произошло.
Я сам несколько лет работаю в благотворительном фонде, который помогает детям с тяжелыми заболеваниями, до этого был президентом другого фонда. Знаю много случаев, когда мужчины уходили из семьи после рождения ребенка-инвалида. И вот женщина остается одна с ребенком, и тут узнает, что «нездоровые дети обычно рождаются у тех, кто много пил, курил, изменял мужу, мало молился и плохо лечился». Потом ей дают советы, как правильно лечить ребенка (самые безобидные — про народные средства, но еще есть злодеи и проходимцы, которые хотят много денег за непроверенные и недоказанные способы лечения и реабилитации).
В результате родители ребенка-инвалида почти постоянно чувствуют себя виноватыми… А тут еще и благотворительный фонд, который вроде как помогает детям с ограниченными возможностями здоровья, выпускает такую странную рекламу.
Фото: Yandex.ru/turbo/adindex.ru |
Интересны объяснения студии, которая сделала этот плакат: авторы идеи рассматривали пространство баннеров как текстовой документ, где красной линией подчеркиваются ошибки, а в красном «облачке» дается комментарий редактора. «Людям с инвалидностью хватает помощи государства», «Люди с инвалидностью зависят только от пособий», «Человек с инвалидностью недееспособен», «Маленькое пожертвование не сыграет роли» и т.д.
Даже если представить, что плакат выполнен идеально (например, ошибочный текст перечеркнут, а исправление дано крупными буквами), то он все равно неудачен. Нельзя транслировать крупными буквами текст, который наносит травму огромному числу людей.
После возмущения со стороны родителей и представителей других благотворительных фондов плакат демонтировали. Фонд «Подарок ангелу» извинился, но от этой истории остался неприятный осадок.
Всё бы ничего, да подобных примеров можно привести немало (причем не только в нашей стране). Я видел плакат с изображением спортсменов-параолимпийцев и слоганом: «Вы можете стать такими как мы». Как человек с инвалидностью, могу сказать одно: медали, достижения, слава и успех не заменяют возможности двигаться, видеть или слышать. Здоровым людям не надо становиться инвалидами. Совсем не потому, что инвалид хуже, а потому, что опыт героического преодоления чего бы то ни было — не самая важная в жизни вещь. Я бы с удовольствием его променял на возможность бегать, ездить на двухколесном велосипеде или кататься на коньках.
Фото: Nau-spb.livejournal.com |
Или вспомним известную социальную рекламу из проекта «Все равно?!», где изображено детское автокресло рядом с инвалидным. Надпись призывает: «Выбирай, куда посадить ребенка». В комментариях на сайте проекта не раз писали, что такая постановка вопроса предполагает, что любая детская инвалидность — это выбор родителей. На самом деле существует множество трагических причин, из-за которых человек не может обходиться без инвалидного кресла — и далеко не всегда по вине родителей или из-за отсутствия автокресла. Несмотря на это рекламу так и не убрали.
Не менее известный баннер того же проекта противопоставляет двух мужчин: один (красивый и подтянутый) — занимается в спортзале, другой (толстый и неопрятный) — ест гамбургер. «Выбор за тобой» — утверждает социальная реклама. На первый взгляд всё логично: неправильное питание приводит к ожирению. Но в реальности человек может иметь лишний вес не только из-за того, что круглосуточно ест фастфуд. Причиной могут быть гормональные и генетические нарушения, болезни надпочечников и других органов. Подвергаясь общественному осуждению, полные люди еще больше «загоняют» себя: изнуряют диетами, перегружают спортивными упражнениями, — и в результате их болезни прогрессируют.
Фото: Ucann.om1.ru |
К сожалению, создатели социальной рекламы часто забывают о тех, «за кого борются». То, что одним людям кажется эффектной игрой слов, для других — глубокая психологическая травма. Многие мамы детей с ограниченными возможностями здоровья просто рыдают при разговоре с врачами или психологами. И каждый такой неудачный плакат только добавляет им поводов для тревоги.