Программа подготовки учителей нуждается в модернизации, считают ученые
Фото: Nm45.ru |
Об этом сообщает РИА Новости.
Исследователи МГППУ отмечают тревожную тенденцию: растет число школ с низкими образовательными результатами. Проанализировав основные профессиональные образовательные программы и рабочие программы педвузов, они пришли к выводу, что методическая подготовка нуждается в модернизации.
«Сегодня будущих педагогов в основном готовят только к преподаванию учебного предмета. Многие существующие программы закладывают в сознание будущего специалиста установку, что главное в их деятельности – это спроектировать и реализовать нормативную последовательность действий, которая задает логику усвоения учебной темы», цитирует агентство профессора факультета «Психология образования» МГППУ Евгения Исаева.
Он объяснил, что в этом случае, например, для учителя математики важно, чтобы дети научились делить дроби (учебная тема), но перед этим они изучают числитель и знаменатель, сложение и вычитание дробей (логика усвоения). То есть, чтобы освоить содержание темы, ученикам нужно осуществить определенную последовательность действий. Именно на освоении учебного предмета и стоит акцент в большинстве методических рекомендаций, если изучить их содержание.
«Мы установили, что в педагогических вузах будущих специалистов не готовят к работе с возможными ошибками, которые могут быть допущены обучающимися при освоении конкретных учебных тем и вопросов, определяемые особенностями их познавательного развития», — отметил Исаев.
По мнению специалистов, педагоги не умеют своевременно выявлять причины учебных затруднений школьников и оказывать им оперативную педагогическую помощь, а также не координируют свою работу с психологической службой. Методическая подготовка педагога должна стать продолжением его психолого-педагогического обучения и строиться с опорой на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, считают исследователи.
«Модернизация методической подготовки педагога и методической службы школы возможна на основе профессионально ориентированного психологического знания. В развивающем образовании цель педагогической деятельности состоит в развитии личности обучающегося, его учебно-познавательных, коммуникативных способностей, умений сотрудничества, в формировании научно-теоретического сознания. Учебный предмет — это средство для достижения цели», — отметил Исаев.
Кроме того, по словам специалистов МГППУ, на сегодняшний день методическая подготовка педагога не сопряжена и с его психологической подготовкой. Особенно остро это проявляется в инклюзивном образовании.
Фото: Tvzvezda.ru |
Практически значимым результатом проекта станет обоснование содержания и технологии формирования психологической составляющей методической подготовки будущего учителя – учителя для развивающего образования. Результаты проекта будут положены в основу проектирования цифровых образовательных сред методической подготовки педагога, в том числе с использованием возможностей искусственного интеллекта.
Проект МГППУ получил название «Формирование психологической компоненты методической подготовки будущего учителя, необходимой для анализа причин ошибок учащихся в целях развития их предметного/понятийного мышления в процессе решения учебных задач». Он уже получил положительное заключение Российской академии образования, Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения.
***
Московский государственный психолого-педагогический университет — государственное образовательное учреждение, созданное по инициативе Департамента образования города Москвы в 1993 году. Научная подготовка студентов сочетается с изначальной направленностью обучения на потребности городской социальной сферы и решение практических задач.
В настоящее время на 13 факультетах МГППУ обучается более шести тысяч студентов и аспирантов. В МГППУ трудятся 188 докторов наук, 388 кандидатов наук, 4 академика и 4 члена-корреспондента Российской академии образования, 15 лауреатов премии Президента Российской Федерации в области образования, 14 лауреатов премии Правительства Российской Федерации в области образования, 3 Заслуженных деятеля науки Российской Федерации в области образования, 21 Почетных работников высшего профессионального образования, 5 лауреатов Премии Мэра города Москвы, 3 Заслуженных работников высшей школы, 1 Заслуженный учитель, 16 лауреатов звания Почетный работник общего образования, 4 отличника народного просвещения.