Spiritfarer: Игра о смерти и любви

Тема смерти в компьютерных играх затрагивается нередко. Но чаще всего подобные игры являются боевиками разной степени жестокости. А бывают ли уютные игры о смерти без насилия и крови? Spiritfarer от монреальской студии Thunder Lotus Games — именно такая игра. Это красивое приключение о перевозчике душ — заместителе Харона. Всё ещё звучит мрачно? Первые кадры этой душевной игры развеют все сомнения.
Главный герой игры — добрая девушка по имени Стелла. В начале приключения она просыпается в мире духов, где её делает своим преемником Харон — тот самый перевозчик душ из греческой мифологии (надо сказать, что игра не про греческую мифологию и образ Харона эксплуатирует просто для удобства). Стелле предстоит обустраивать корабль Харона, исследовать на нём мир духов и брать на борт отдельные души, готовые к последнему плаванью. Важной частью игры является забота об этих душах. Задача игрока — сделать счастливыми всех, кто попадает на борт, после чего каждого в свой черёд отвезти к Вечным вратам.

Spiritfarer сочетает в себе три жанра: платформер, метроидванию и симулятор. От платформера тут есть лёгкая акробатика: скольжение на канатах, двойные прыжки и т.п. От метроидвании — получение новых способностей и возможностей, позволяющих проникать на ранее недоступные территории. Например, Стелла может научиться парить на своей огромной великолепной шляпе, что позволит ей залетать в неожиданные места. А если оборудовать корабль ледоколом, то можно пробить льды и проплыть к новым островам.

 

Симулятор — самый важный жанр игры. С одной стороны, Spiritfarer — симулятор строительства: корабль необходимо расширять и заполнять нужными для жизни постройками. Фактически тут имеется ненавязчивая аллюзия на Ноев ковчег. Со временем корабль превращается в абсолютно самодостаточную структуру. На нём появляется всё: от сада и огорода до кузницы и плавильни. С другой стороны, Spiritfarer — симулятор мастера на все руки. Стелла полностью отвечает за быт на корабле. Игроку нужно готовить еду на кухне, добывать все необходимые для жизни ресурсы, рыбачить, доить коров, кормить овец, чтобы они не забирались за пищей в огород, работать на ткацком станке, пилить брёвна, дробить камни и т.д. На бумаге это звучит сложно, но на деле всё не так страшно. Thunder Lotus Games максимально упростила все процессы, сделав игру для самого широкого круга пользователей. Главная героиня здесь даже умереть не может, хотя в этом есть своеобразная ирония: мёртвые не умирают.

 

Один типичный игровой день на корабле проходит примерно так. Стелла просыпается в капитанской каюте, выбирает на карте новый пункт назначения и направляет корабль в выбранную точку. Вне каюты можно позвонить в корабельный колокол, чтобы разбудить спящих пассажиров, а затем заняться текущими делами. Например, забежать на кухню и поставить в духовку очередное блюдо (их можно создавать по готовым рецептам либо экспериментировать). Пока еда готовится, есть смысл проверить поле, огород и сад: собрать урожай и полить растения, требующие полива. После этого можно поговорить с проснувшимися пассажирами — накормить голодных и обнять грустных. В Spiritfarer обнимашки — это отдельная важная функция, от них повышается настроение даже у самого сурового персонажа. Кроме того, у каждого пассажира имеется свой индикатор настроения. В хорошем настроении пассажиры начинают играть на музыкальных инструментах и дарить игроку разные предметы и ресурсы — ягоды, ювелирные украшения, доски и ткани. Причём хорошее настроение работает тут по принципу домино. Скажем, есть в игре два героя, играющих на флейте и скрипке соответственно. Если серьёзно улучшить их настроение, то они начнут играть на инструментах и своей музыкой порадуют всех остальных. Мне так удавалось осчастливить одного из персонажей даже в самой безнадёжной ситуации. Я порадовал двух, а они — флейтой и скрипкой — порадовали третьего, самого грустного. Примерно так это работает и в жизни: счастливые могут делиться своим счастьем с другими.

 

Впрочем, для счастья нужны ресурсы. В игре, как и в жизни, необходимое не берётся из ниоткуда. И корабельные постройки, и еду, и ресурсы нужно самостоятельно возводить, готовить и добывать. Изначально Стелла получает в наследство пустой корабль. Всё нужно строить с нуля и для этого высаживаться на различных островах в поисках ресурсов.

Сопровождать Стеллу на всём пути будет симпатичный и прекрасно анимированный кот Нарцисс. При этом Стелле не нужно искать инструменты для добычи ресурсов. В самом начале она получает от Харона волшебный предмет под названием Вечносвет. Это золотистый медальон, умеющий принимать форму любого инструмента: весла, ножниц, молота, кирки и даже ведра для дойки коровы. С этим инструментом Стелле нужно исследовать острова: пилить деревья и добывать руду. Ещё на островах можно срывать грибы и ягоды, искать духов для заселения на корабль, получать новые задания, совершать покупки, находить ценные предметы и чертежи, открывать новые способности для Стеллы и т.д. Причём для возведения построек недостаточно одних ресурсов. Также требуется чертёжный стол, который можно получить в дар от местного корабельного мастера Альберта — антропоморфной акулы, обожающей несмешные шутки. Альберт обитает на отдельной локации под названием Верфь. Базовая версия чертёжного стола обладает ограниченными возможностями. Для постройки всего арсенала улучшений стол необходимо апгрейдить у того же Альберта, но уже за дополнительную плату. Интересно, что пассажиры не хотят жить где попало — каждому требуется отдельный уникальный домик. Но и этого мало. В идеале каждый домик нужно будет дополнительно обустроить. Чем уютнее дом, тем лучше настроение у жильца!

 

Все духи в мире игры похожи друг на друга — это милые антропоморфные существа, одетые в одинаковую одежду — нечто среднее между саваном и плащ-палаткой. Некоторых духов можно взять с собой на корабль. Только там они примут свою основную игровую форму — на этой стадии они будут выглядеть как представители животного мира. Конечно, на самом деле это люди, а животная форма, по-видимому, призвана подчеркнуть индивидуальность и определённые черты характера. Все пассажиры действительно очень разные. Атул — добродушная лягушка с внушительным пузиком; любит еду, музыку и работу на лесопилке. Джованни — плутоватый лев с донжуанскими наклонностями; истинный нарцисс и прожигатель жизни. Астрид — своенравная пума, отрицающая роскошь; представительница рабочего класса и борец за свободу. Саммер — потрёпанная жизнью змея и так далее. Некоторые персонажи сделаны с юмором. Тут есть «сладкая парочка» Брюс и Микки — маленький наглый колибри и здоровый угрюмый бизон. Это настоящие бандиты, портящие настроение всему кораблю. Причём бизон в своём мрачном ожирении не может передвигаться самостоятельно, так что колибри всюду носит его на верёвках как ценный груз (звучит странно, но это надо видеть!). Или… живой гриб Стэнли, которого Стелла может вырастить прямо в огороде.

 

Мультяшный стиль и говорящие животные не должны вводить в заблуждение. Spiritfarer — не детская игра. Возможно, вы видели великий мультфильм о смерти «Ночь на Галактической железной дороге» (1985), где два котёнка едут на поезде в посмертный мир. Spiritfarer не уступит ему в серьёзности. С одной стороны, некоторые персонажи игры в конечном итоге оказываются глубже, чем представлялось изначально. Например, выясняется, что легкомысленный Джованни когда-то прошёл через настоящую войну и видел своими глазами смерть друзей, что повлияло на его отношение к жизни. На пути к Вечным вратам с него спадает маска обаятельной хитрости, и он наконец начинает говорить Стелле серьёзные вещи. С другой стороны, мы видим реальные проблемы пожилых/больных людей: у ежихи Алисы сначала отказывают ноги (точнее говоря — лапки), а затем наступает деменция. Другой же персонаж — сокол Густав — с сожалением рассказывает о том, как к нему относились в реальной жизни после того, как его парализовало: «Люди начинают обращаться с тобой, как с мебелью». Увы, в жизни такое бывает. При этом Spiritfarer не пытается излишне давить на игрока: в игре немало шуток на самые разные темы — от любовных отношений до коммунизма и архитектуры.

 

Многое в Spiritfarer напоминает о реальном мире. Дух-управленец не хочет оплачивать духам-рабочим медицинскую страховку. Как это знакомо! Сервис доставки еды не всегда привозит качественную пищу. И с таким мы сталкивались! Персонажи тоскуют о семье и хотят, чтобы их не забывали после смерти. Всем нужно хотя бы немного любви.

Важной особенностью всех симуляторов жизни, строительства и фермы является бытовая рутина. В таких играх игрок методично строит собственную «империю», многократно выполняя повторяющиеся действия: посадить, полить, собрать урожай, накормить, построить и т.п. Не каждому придётся по вкусу такой игровой процесс, однако в Spiritfarer он полностью оправдан. Вся эта рутина нужна здесь для установления эмоциональной связи со всеми пассажирами. Каждого из них в итоге придётся отвезти к Вечным вратам. И чем больше о них заботишься, тем роднее они становятся и тем осмысленнее проходит расставание. Как там писал Тургенев в «Воробье»? «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». В конечном счёте Spiritfarer именно об этом.

«Наверное, это была одна из тех игр, что помогла мне пережить одно из самых тяжёлых событий в жизни — смерть близкого человека».

из отзыва об игре в Steam 
 

Что ещё нужно знать о Spiritfarer?

— вышла 18 августа 2020 года, а 31 августа 2021-го получила обновление Beverly Update, после которого в игре появился новый персонаж — птичка по имени Беверли;

— доступна на основных игровых платформах: ПК (Windows, macOS, Linux), PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch;

— содержит режим для двух игроков, в котором второй игрок выступает в роли кота Нарцисса;

— официально переведена на русский язык.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале