Михаил Врубель: от Демона к Ангелу
Мертв был и ожил, пропадал и нашёлся
Лк. 15:24
Михаил Врубель. "Царевна-Лебедь", 1900. |
Тоска о несовершенном мире
После нежной «Царевны-Лебеди», заманивающей на входе в лабиринт выставки, в большом зале гостей встречают сразу три «демона»: «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный». В традиционной культуре подобных существ изображают в безобразном, пугающем виде, – демоны Врубеля другие. Это человекоподобные существа, молодые, красивые, но очень одинокие и несчастные. Они вызывают сострадание, заставляют задуматься о причинах своего падения. Кажется, они тоскуют о несовершенстве этого мира, о невозможности вселенской гармонии...
«Демон сидящий» – первое в трилогии воплощение этой тоски. Взгляд направлен вдаль, словно в сторону мира, к которому обращены невеселые мысли героя. Разочарование, грусть и напряженность читаются во взгляде Демона, в его позе, жестах его рук.
Апогей этого чувства находит отражение в последней картине серии: поверженный Демон не страшен, скорее, он сам чем-то напуган. Это хрупкое существо с поломанными крыльями. Символично и его расположение над ущельем, как над бездной, в последней точке потерянности и отрешенности.
Картины художника созданы как бы из кристаллов. При взгляде на полотно кажется, что перед глазами не живопись, а качественно сделанная аппликация. Врубель не создает оболочку формы, не копирует с натуры, а, по заветам своего преподавателя из Академии Художеств Павла Чистякова, конструирует ее, показывает, как она постепенно, в какой-то степени даже мучительно рождается из множества мелких мазков. Подобная техника усиливает мотив трагедии, раскола души самого художника в безуспешном поиске гармонии и покоя.
Михаил Врубель. "Демон сидящий", 1890. |
Большое место в этой части экспозиции отведено и портретам Врубеля. Художник по-особенному видел людей: почти все герои его полотен отличаются глубоким пронзающим взглядом и некой грустью, свойственной и самому Врубелю. Так, на картине «Портрет Саввы Ивановича Мамонтова» меценат изображен несчастным, присутствует мотив трагической жертвенности. Вознесенная над зрителем и распластанная на полотне фигура мецената словно зажата между ковром, столиком, подлокотниками кресла, создается ощущение иррационального страха. Его усиливает звучащий подобно реквиему темный, со вспышками красного и белого колорит картины. Мрачные цвета словно поглощают героя (символично, что портрет был написан незадолго до финансового краха Мамонтова). Михаил Врубель словно уже тогда чувствовал надвигающуюся трагедию как одно из проявлений мирового несовершенства.
Тоска о том, что мир неидеален, порождала желание хоть ненадолго забыться, уйти в красивый и правильный мир. В своем эскапизме художники обращались ко всему, что не напоминало о современности и потому казалось идеальным – к истории, мифу, сказке. Пройдя через лабиринты залов-кристаллов первого этажа, можно увидеть сказочные сюжеты творчества Михаила Врубеля. Внимание приковывает роскошный сверкающий камин с изображением былины о Вольге и Микуле Селяниновиче на фоне жемчужно-голубых стен. Два богатыря, словно две горы, прекрасные в своей силе, смотрят друг на друга с разных сторон от проема. Рядом с камином в этой части экспозиции расположились картины, рисунки и керамические работы на темы сказок и былин. Яркий орнамент, монументальность, сказочные герои – главные черты серии.
Переломный момент
Михаил Врубель. "Портрет сына", 1902. |
На втором этаже располагается картина, работа над которой стала переломным моментом для художника, разделив его творчество на «до» и «после». Это «Портрет сына». В больших испуганных глазах мальчика будто запечатлена вся его трагическая судьба. Он был красив, но родился с заячьей губой, и жизнь его была недолгой. После смерти сына у Врубеля происходит обострение психического недуга и одновременно – переосмысление своего творчества.
Картина выполнена в нежных и светлых тонах, но за счет рубленых форм, резких мазков создается обратный эффект: портрет кажется больше тревожным, нежели спокойным. Стилистически художник все больше уходит от ярких тонов в пастельные, часто делает карандашные наброски. Формы в его работах обобщаются, болезнь переворачивает для художника мир и представления об искусстве. Создается впечатление, что Врубель постепенно что-то осознает и уже не старается бежать от реальности...
Например, в портретах пациентов и работников психиатрической больницы, в которой Врубель лечился, передано уже не только состояние души художника, но и характер самих героев. Видно, как портреты собирают бунтующее сознание живописца. Цикл «Бессонница», выполненный в черно-белых цветах карандашом, также иллюстрирует изменения в творчестве Врубеля: на первый план выходят уже не демоны или сюжеты сказок, а бытовой мир. Простой – такой, какой он есть: свеча, стакан, скомканное одеяло. Можно подумать, что художник деградировал: как можно было от огромных полотен, насыщенных и сложных по программе, перейти к карандашным наброскам? Однако в появлении бытовой темы в творчестве Врубеля можно увидеть начало принятия этого мира. Для него это важные шаги на пути к истине...
Познание истины
Бытовой мир Врубеля продолжают рисунки, изображающие морскую раковину. Они завораживают и передают ту пламенность и буйство, которые овладевали художником в процессе работы. Эти раковины – своеобразные модели вселенной, бытия, «космоса Врубеля». Стремление передать переливы природного перламутра, насытить их образами наиболее точно отражает эмоции и чувства художника, его сознание. Он уже не уходит от мира, а примиряется с ним.
Михаил Врубель. "Шестикрылый Серафим", 1904. |
Выставку завершает полотно «Шестикрылый Серафим». Нет, не Демон – Ангел с огромными горящими глазами, темными густыми волосами на синем фоне. Он – своеобразная трансформация Демона, его возрождение. Эта картина – отражение пути самого Михаила Врубеля, который и сам в некоторой степени напоминал падшего ангела, пытающего вернуться и вновь встать на путь истины. «Шестикрылый Серафим» – символ познания истины, любви к миру, от которых художник бежал и которые так долго не мог найти.
Выставка поражает огромным количеством работ. Наверное, ее стоит посетить не раз, чтобы понять Врубеля и узнать его настоящего.