«Библейские эскизы» Александра Иванова: цикл об искупительной жертве Христа
Александр Иванов. "Тайная вечеря". |
Александр Иванов — русский художник первой половины XIX века, представитель академического стиля живописи. «Библейские эскизы» — цикл акварельных рисунков, созданный Ивановым в поздние годы творчества. Это были эскизы для проекта настенных росписей некоего специального здания, программа которых должна была продемонстрировать связь Ветхого и Нового Заветов. Росписи не были осуществлены, более того, грандиозность замысла и стилистика, характерная исключительно для акварели, вызывают сомнения в том, что проект в принципе мог быть реализован. Эскизов и чертежей здания тоже не нашли, хотя есть листы, на которых композиции изображены рядом и в рамах, словно на стене. Один из таких листов показан на выставке. Именно по этим листам была создана расположенная рядом с эскизами графическая реконструкция, которая позволяет представить, как гипотетически мог выглядеть цикл в пространстве.
Экспозиция в Третьяковской галерее содержит часть рисунков, посвящённых центральной теме цикла – Искупительной Жертве и Воскресению Христа. Здесь есть, например, такие сцены, как «Тайная вечеря», «Бичевание Христа», «Пётр и Иоанн у гроба Христа». Внимание художника в этих работах обращается на сверхъестественную природу описанного в Библии. Поэтому он несколько отходит от классицистических начал, которые ещё чувствуются в «Явлении Христа народу».
Александр Иванов. "Петр и Иоанн у гроба Христа". |
Ярким примером этого отхода может служить рисунок «Пётр и Иоанн у гроба Христа». Фигуры апостолов – благоговейно застывшего в центре Иоанна и бросающегося к пеленам Петра — почти бестелесны: это точно положенные на коричневатый фон листа цветовые пятна, очерченные ярким белым контуром, намечающем основные складки. Такая же белая линия обозначает скомканные пелены. Эти линии воспринимаются как свет, источник которого неясен, как Божественный, ирреальный свет, который идёт изнутри фигуры. Интересно, что такие приёмы роднят художника XIX века с создателями древнерусских фресок, например, с Феофаном Греком.
Однако в части рисунков видно, что художник не стремится окончательно порвать с классицизмом. В рисунке «Явление по Воскресении» Христос появляется перед учениками. Его фигура — классически мощная и объёмная, как и фигуры апостолов. Но, в отличие от последних, за счёт прозрачного и холодного колорита она одновременно и лёгкая. Кажется, таким образом художник показывает, что плоть Христа, хотя она имеет человеческую природу, уже несколько другая, чем у Его учеников, поскольку это воскресшая плоть.
Александр Иванов."Ангел отваливает камень от Гроба". |
Также автор остаётся верен своему «историческому подходу»: костюмы, архитектура соответствуют времени изображаемого события, например, доспехи римских воинов и колонны дворца в рисунке «Христос перед Пилатом». Более того, в изображении Пилата — в форме его головы и трактовке лица, можно увидеть очень выраженную ориентацию на древнеримский скульптурный портрет.
Тем не менее в «Библейских эскизах» сильнее, чем в других работах, чувствуется романтическая природа художника — его утопизм и интерес к мистицизму, которые выражаются в грандиозности замысла, в акценте на сверхреальность разворачивающихся перед зрителем событий. В поисках адекватной своему замыслу формы Александр Иванов выходит за пределы чисто классицистического репертуара.