«Святые врачи» в музее Андрея Рублёва
Преамбулой к выставке служат две иконы с евангельскими сюжетами, которые определяют целительство как богоугодное дело – «Исцеление слепого» и «Исцеление расслабленного у Овчей купели». В основной части экспозиции представлены иконы не только святых, которые сами обладали «профессиональными навыками» в области медицины — к «святым врачам» присоединяются и те, кто вообще оказывает помощь в болезнях, например, мученик Вонифатий.
Выставка отражает разные грани и акценты почитания целителей — от богословски высокого до почти бытового. Интересно, что моленные образы святых врачей, поясные или ростовые, совсем необязательно снабжались атрибутами в виде стила и коробочки с лекарством, которые часто можно видеть на иконах святого великомученика Пантелеимона. Вместо этого врачи могут держать Евангелие или свиток с наставлением, напоминая о необходимости духовного исцеления. Так изображён, например, Сампсон Странноприимец на иконе XIX века. На многих иконах, однако, соответствующие атрибуты у святых есть.
«Богословскую» линию продолжают житийные иконы святых врачей-мучеников, в которых большее место занимают не исцеления, а именно сцены мученичества, то есть на первое место ставится духовный подвиг святого. Идею первостепенности духовного исцеления выражают и более дидактические вещи — например, фрагмент фрески с композицией «Лекарство душевное» и лубок «Аптека духовная». На этих композициях изображены монах, который спрашивает, как получить лекарство от грехов, и врач, отвечающий: «Приди и возьми корень послушания и правды, листвие упования и терпения, цвет красоты душевной и телесной, плод добрых дел; и изотри в сосуде сокрушения сердечного, просей в решете рассуждения, прилей воды от слез молитвенных и раствори горестью покаяния; потом воспламени себя божественной любовью, вложи в горнило ничтожества или смирения, и, осолив себя солию братолюбия, отверзай щедрую руку для милостыни… Тогда будешь совершенно здрав».
Бытовой уровень почитания целителей представляют «лечебники» — своеобразные иконы-таблицы, где представлены несколько образов Богоматери разных иконографий и ряды святых. Под каждым образом подписано, кто и в каких недугах помогает: «О прозрении от слепых очес молитися Святой Пречистей Богородице Казанской…» Рядом с лечебниками выставлены вотивы — изображения частей тела, животных или людей из драгоценных металлов, которые были благодарностью исцеленного человека и могли подвешиваться к иконам в церквях.
Разнообразие аспектов почитания святых целителей словно подхватывается и представленным в экспозиции разнообразием стилистических тенденций русской иконописи Нового времени. Здесь и старообрядческие произведения, стилизованные под конец XVI века, и натуроподобные изображения XIX века, похожие на картины по построению пространства и передаче ликов.