Саров: город преподобного Серафима
Дальняя пустынька. Часовня и памятник преподобному Серафиму
Несколько лет назад, будучи впервые в Дивееве, я интересовался, где находились кельи преподобного Серафима Саровского — ближняя и дальняя, сохранился ли тот самый камень, на котором тысячу дней и ночей молился великий святой, где, наконец, протекает речка Саровка. Но никто не дал мне вразумительного ответа. Потом выяснилось, что все эти святыни — на территории закрытого и засекреченного некогда города — ядерного объекта, называвшегося долгое время Арзамасом-16, — того самого Сарова.
Скорого поезда «Москва — Саров» нет ни в одном железнодорожном расписании. Билеты в кассе продаются только до последней «легальной» станции. А затем, когда поезд отправится от московского перрона, проводник проходит по вагону и, собирая билеты, полузаговорщически спрашивает каждого: «Вы до города?». Никаких встречных вопросов (типа «До какого города?») никто не задает: здесь все свои. Протягиваешь деньги за оставшуюся часть пути и получаешь квитанцию со штампом «Дополнительные услуги».
Впрочем, отличие от обычных поездов бросается в глаза еще на перроне. Нет кавказцев в одинаковых спортивных костюмах, мешочников с необъятными сумками, полумаргинального вида молодых матершинников с бутылками крепкого пива. Пассажиры — сплошь интеллигентные люди. Никто не предлагает выпить «за знакомство», никто не навязывает задушевные беседы, не интересуется — куда и зачем ты едешь. В вагонах не играет вездесущее радио со своими глупыми песнями и такими же ведущими. Попив чаю, ложишься спать с ожиданием чего-то загадочного и необычного. Похожее чувство не посещает даже когда едешь в заграничные земли.
Ранним утром поезд останавливается у КПП. Выходишь — платформа без названия, фонари, несколько рядов колючей проволоки, которая окружает город и окрестности. Проходишь специальный контроль и — оказываешься в Сарове. Собственно, до него еще несколько километров лесной дорогой — той самой, по которой шли к батюшке Серафиму тысячи паломников.
Камень преподобного Серафима
У самого края дороги стоит часовня. Ее построили совсем недавно рядом с Дальней пустынькой. Напротив — памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, напоминающий известную икону: преподобный Серафим коленопреклоненно молится на камне. Невдалеке и сам камень. Он уже третий по счету. Первый — растащили на кусочки паломники еще в XIX веке, то есть задолго до канонизации Саровского старца. Наиболее ретивые из них разломали по щепочкам и дерево перед камнем, на котором висела батюшкина икона Троицы (а не Умиления, как часто пишут на современных иконах). Говорят, что сначала дерево просто засохло, а затем и засохшее растащили на сувениры, оставив один пенек. Но со временем и его постигла та же участь. Теперь на месте этого дерева стоит небольшой крест.
Незадолго до канонизации на старое место камня был положен другой, лежавший доселе неподалеку. Над ним соорудили сень с крестом. И камень, и сень уничтожили уже спустя несколько десятилетий. Но на этот раз не богомольцы, а богоборцы — строители светлого будущего.
Третий по счету камень установили только в июле 1991 года, накануне празднования второго обретения мощей преподобного Серафима и приезда в Саров Святейшего Патриарха Алексия. Но и этот камень — подлинный, ибо найден в том же лесу, по которому ходил с сумой и топориком батюшка. А там любая веточка, любой листик с дерева связан со святым Серафимом. Ведь, как поется в акафисте, «дебри и леса молитвою облагоухал еси».
Келья на Дальней пустыньке тоже не сохранилась. На ее месте, прямо на берегу изрядно обмелевшей, превратившейся в ручей Саровки, установили деревянный крест, рядом с которым бьет серафимовский родник. Удивительно, что все эти святые места совершенно безлюдны: я простоял у камня минут, наверное, двадцать, и ни один человек не нарушил моего уединения. Хотя, впрочем, удивляться тут нечему: город Саров — закрытый, и никто кроме местных жителей поклониться этим святыням при всем желании не может.
Сразу за Дальней пустынькой начинается город: современные аккуратные дома, цветы на клумбах в каждом дворе, почти полное отсутствие иномарок на улицах. Позже мне рассказали, что многие саровцы не запирают двери в своих квартирах не только днем, но даже ночью: в закрытом пространстве, каким является Саров, количество преступлений минимальное. Здесь можно смело гулять в любое время суток, не боясь за свою безопасность. Криминальные разборки, кавказская мафия на рынках, бомжи — все это «на Большой земле», то есть за пределами колючей проволоки, окружающей Саров. Впрочем, один бомж-попрошайка в Сарове все-таки есть: его все знают в лицо и рассказывают о нем как о местной достопримечательности.
Драматический театр в храме преподобного Серафима
В центре города — монастырь, или, точнее, то что сохранилось от него. При жизни преподобного Серафима Саровская пустынь заключала в себе девять храмов, главными из них были два пятикупольных собора: Живоносного Источника (день его освящения в 1706 году считается датой основания монастыря) и Успения Богородицы, освященный в 1777 году. Именно в Успенском соборе изначально почивали мощи батюшки Серафима. Рядом стояла больничная церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, деньги на строительство которой собирал по русским городам будущий старец еще послушником. (Именно тогда он побывал у себя на родине в Курске, о чем упоминается в житии.) В этой церкви иеродиакон Серафим увидел однажды во время богослужения шедшего по воздуху Христа с сонмом сил небесных. Одно из последних перед революцией сооружений обители — храм преподобного Серафима Саровского, построенный над монастырской кельей святого, — первый в мире Серафимовский храм. Он был построен специально для прославления старца и освящен в 1903 году во время саровских торжеств в присутствии Императора Николая II и членов его семьи. Сначала именно в этом храме собирались установить раку с мощами, но затем выбрали Успенский собор.
Самая высокая постройка Саровской пустыни — четырехъярусная монастырская колокольня со Святыми вратами конца XVIII века, поднявшаяся на восьмидесятиметровую высоту. Колокольню видно даже из окрестностей Дивеева. Правда, на ней нет ни колоколов, ни креста, а внутри размещается радиотелецентр. Но главное, что она сохранилась до наших дней и не разделила судьбу большинства храмов обители. Их взорвали в начале пятидесятых годов, когда по территории монастыря прокладывали главную магистраль города, уже переименованного — сначала в Кремлев, затем в Арзамас-16, — проспект Сталина.
Храм преподобного Серафима уцелел. В нем и в примыкающем к нему зданию монастырской трапезной разместили драматический театр. Отцы города обещали построить к столетию канонизации новое здание театра, а Серафимовский храм и трапезную вернуть Церкви. Но строительство еще не начиналось.
Монастырская колокольня
Пока городские власти возвратили исконным хозяевам несколько монастырских построек (там работают церковная лавка и воскресная школа), а главное — храм Всех Святых, где в советские времена был хозяйственный магазин. Храм заново освятили в феврале 1993 года. На его куполе сохранились росписи монастырских времен на сюжеты Откровения Иоанна Богослова. Над царскими вратами светятся буквы «ХВ», причем не только на Пасху, но круглый год — в честь преподобного Серафима, который встречал посетителей словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Также и свечки в этом храме продаются только красного цвета.
Не сразу мне удалось попасть во Всехсвятский храм: я немного опоздал к субботней Всенощной, и пришлось остаться на улице. Небольшая, человек на двести, церковь явно не вмещала всех прихожан. Стоявшие во дворе внимали доносившимся из динамиков молитвам вечерней службы. Только к елеопомазанию мне удалось войти внутрь.
Когда Всенощная закончилась, мы разговорились с одним из священников храма отцом Владимиром Кузнецовым. Он рассказал, что в Сарове сейчас постоянно действуют два храма, строится третий — во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона при Больничном городке. И все равно храмы с трудом вмещают всех прихожан. В начале девяностых годов приход составляли в основном пожилые саровцы, теперь — большинство молодежи. Кстати, и сами священники — местные жители. Отец Владимир, например, в ранней юности был бардом, затем работал слесарем-сборщиком ядерного оружия, шесть лет назад принял сан. Прихожанам, считает он, легче переступать церковный порог, если они знают, что священник — местный житель, близкий им по профессии человек.
Храм Всех Святых
Следующим утром отец Владимир служил Литургию в храме Илии Пророка. История этого храма такова. Когда-то основатель Саровской обители иеромонах Иоанн открыл источник, над которым построили собор Иоанна Предтечи. От источника по всей территории монастыря проложили водопровод. В годы безвременья собор закрыли, купола сбили, чудотворный источник забетонировали, рядом с ним провели канализацию. Прошлой весной митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил нижний храм, где был источник, в честь Илии Пророка.
Вообще источников как в самом Сарове, так и вокруг него, очень много. Местные жители всякий такой родник называют Серафимовским, веря, что преподобный Серафим если не открыл, то освятил своим присутствием каждый из них. Даже в кранах городских квартир вода — из источников, ее можно пить сырой.
А вы хотели бы, чтобы у вас дома из крана текла святая вода от батюшки Серафима?..
Впервые опубликовано в № 3 (44) газеты «Татьянин день», июнь 2001 года, под названием «Вода из крана от батюшки Серафима»