Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 1 августа
Святой Серафим Саровский чудотворец (в миру Прохор Мошнин) родился 1 августа 1759 г. в Курске в семье богатого купца. В 1762 г. отец Прохора умер, и воспитанием юноши руководила мать – женщина, хотя и не имевшая образования, но благочестивая, милосердная, воспитанная в христианских традициях.
Когда Прохору было семь лет, произошло чудесное событие. Мать вместе с Прохором поднялась на строящуюся колокольню. На верхнем ярусе колокольни, высоко над землей, еще не были сооружены перила. Мальчик по неосторожности подошел к краю и упал. Мать в отчаянии сбежала вниз, думая увидеть изуродованный труп сына, но нашла мальчика на земле целым и невредимым.
Обучение Прохора происходило в храме, который он посещал ежедневно. Там мальчик научился читать и узнал Библию, Евангелие и жития святых; там у него родилось желание посвятить свою жизнь Богу, приняв монашеский постриг.
Мать Прохора пыталась приучить его к торговле, но вскоре поняла, что это поприще, как и все, что отрывало его от чтения и церковной службы, не увлекало ее сына. Почувствовав и осознав, что сыну уготовлен другой путь, мать благословила его на монашеский подвиг большим медным крестом. Этот крест преподобный Серафим сохранял всю свою жизнь, и с ним был похоронен. До сих пор крест хранится как великая святыня при мощах Святого.
В 1778 г. Прохор пришел в г. Саров (ныне Арзамас-16) и был принят в монастырь послушником. Восемь лет прожил Прохор в Саровском монастыре, исполняя различные послушания: келейника, столяра, пекаря и др. Свободное от богослужений и послушаний время Прохор посвящал чтению духовных книг и молитве. В это же время Прохор тяжело заболел (по-видимому, водянкой) и был чудесным образом исцелен явившейся ему Богоматерью.
В 1786 г. Прохор принял монашеский постриг с именем Серафим, а через год был рукоположен в диаконы. С этого времени начался новый период в жизни отца Серафима – он практически не выходил из храма, проводя время в богослужениях и молитве. Тогда же он удостоился чудесного явления – во время службы ему явился Господь и благословил его.
Духовное возрастание отца Серафима вылилось в потребность более сосредоточенного, постоянного служения Богу, и в 1794 г. отец Серафим получил благословение настоятеля монастыря уйти в уединенную келью в лес. Там в одиночестве он проводил время в труде (на огороде, заготовке дров, приготовлении пищи и т. д.) и молитве. Там же он решился на тяжелый подвиг – тысячу ночей он провел в молитве, стоя на коленях на большом камне. В 1807 г. отец Серафим приступил к новому подвигу – он замолчал.
В 1810 г. настоятель монастыря предложил отцу Серафиму вернуться в монастырь, где отец Серафим ушел в затвор: он никуда не отлучался из кельи и никого не принимал. Так, в затворе, он прожил до 1825 г., когда ему явилась Богоматерь и повелела принимать всех, кто бы к нему ни обращался, и оказывать им духовную помощь. Начался новый период в жизни отца Серафима – старчество, духовное руководство людьми. В это время ему было уже 66 лет. За 40 лет монашеской жизни отец Серафим накопил в себе богатейший духовный опыт, обрел любовь к людям, научился понимать человеческие устремления и страсти. И вот теперь он должен был передать все это богатство страждущим и молящим о помощи.
Дверь кельи отца Серафима всегда была открыта. Каждого входившего он приветствовал словами: «Радость моя!» и прощался словами: «Христос Воскресе!». Отец Серафим обладал даром видеть внутреннее состояние приходивших к нему людей и даром исцеления, что позволяло ему исцелять болезни душевные и телесные. Слава об угоднике Божием Серафиме быстро распространилась по всей России и привлекала в Саров тысячи людей, каждому из которых отец Серафим оказывал благодатную помощь.
Еще в 1789 г. отец Серафим принял на себя попечение о женской общине села Дивеево недалеко от Саровского монастыря. В последние же годы жизни он особенно заботился о дивеевской женской общине – своем любимом детище. Он был подлинным отцом для сестер общины, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Отец Серафим предрекал создание Дивеевского монастыря, предсказывал, что он станет единственной в России женской Лаврой. И действительно, в 1861 г. дивеевская община была преобразована в монастырь, в наше время – это всемирно известная обитель, где пребывают мощи преподобного Серафима и куда не иссякает поток паломников.
15 января 1833 г. (2 января по старому стилю) отец Серафим скончался в своей келье во время коленопреклоненной молитвы, он был похоронен у стены Успенского собора Саровского монастыря.
В обращении Святейшего Синода 29 января 1903 г. читаем: «Семьдесят лет тому назад, во 2-ой день января 1833 г. в Саровской пустыни мирно отошел ко Господу блаженный старец иеромонах Серафим. Своею высокою истинно-христианскою жизнью он еще у современников своих стяжал общую к себе любовь и веру в действенную силу перед Богом его святых молитв, а после его блаженной кончины память о нем, утверждаемая все новыми и новыми знамениями милости Божией, являемыми по вере в его молитвенное предстательство перед Богом за притекающих к нему, широко распространяется в православном русском народе и с глубоким благоговением им чтится. Вся жизнь его представляет высоко поучительные образцы истинно-христианского подвижничества, пламенной веры в Бога и самоотверженной любви к ближним». В этом же обращении сообщается о решении Синода «признать в лике святых» старца Серафима и открыть для поклонения верующих святые его мощи. Дни памяти святого преподобного Серафима Саровского – 15 января и 1 августа.
Торжества по случаю обретения мощей святого Серафима состоялись 1 августа 1903 г. в Серафимо-Дивеевском Троицком монастыре в присутствии Государя Императора Николая II и сотен тысяч паломников. После революции в 1927 г. Дивеевский монастырь закрыли, святые мощи были осквернены и исчезли.
В январе 1991 г. святые мощи преподобного Серафима Саровского были чудесным образом обретены на чердаке музея религии в Ленинграде и переданы Православной Церкви. В июле 1991 г. мощи преподобного Серафима были крестным ходом перенесены из Москвы в Дивеевский монастырь и вновь открыты для поклонения.
Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец близок русскому народу своим образом, жизнью, чудесами, любовью к людям и безграничным желанием помочь им. Наверное, нет в России храма и православного дома, где бы не было образа Серафима Саровского.
Многие тысячи сегодняшних паломников приходят в Дивеевский монастырь, рассчитывая получить и получая помощь у мощей Святого. Они верят, что и к ним обращены его слова: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Все, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!».