Почему артистов балета сравнивают с шахтерами? Балерина Евгения Грибанова — о своей профессии
Евгения Грибанова |
— В детстве все мечтают о будущей профессии, а кем хотела стать ты? Думала ли о том, что жизнь может тебя связать со сценой?
— С детства моя жизнь была связана со спортом, но в искусстве я оказалась совершенно случайно. Я всегда хотела пойти по стопам своих учителей и стать тренером по художественной гимнастике, но, к сожалению или к счастью, из-за травмы со спортом пришлось закончить. Из спорта я ушла в 14 лет. Это было дело случая… на последней тренировке, на последнем прогоне упражнения у меня «вылетело» колено. В этот же день я оказалась в больнице. После — операция, гипс и окончание моих занятий. Со временем я приняла решение поступить в Воронежское хореографическое училище на отделение народно-сценического танца.
— То есть другие профессии ты не рассматривала, только танец или спорт?
— Нет, в детстве я еще увлекалась историей древнего Египта. Мне очень нравилось изучать культуру этой страны, нравились раскопки. Какое-то время мечтала стать археологом, как, наверное, многие дети.
— Балет, как и большой спорт, требует серьезных усилий. С помощью серьезных моральных и физических затрат артистов на сцене воспроизводится настоящее искусство. На твой взгляд, что же все-таки такое балет — изящный спорт или тяжелое искусство?
— Кажется, это и то, и другое. С одной стороны, балет — это, безусловно, изящное искусство, но с другой — однозначно, тяжелый спорт. Прежде чем выйти на сцену даже в кордебалете, балерина много часов в день работает над партией. Конечно, неизбежны и травмы, и зачастую приходится прибегать к обезболивающим средствам. Пуанты это красиво, изящно, но очень трудно. Постоянные травмы ног, пальцев сопровождают балерину всегда. Главная задача артиста балета — отточить движения настолько, чтобы зритель видел ту самую красивую картинку, а не изнурительный ежедневный труд.
— Действительно ли занятия балетом негативно влияют на женское здоровье, или это миф?
— Профессия балерины является очень красивой, эстетичной и рискованной. С такой работой можно не бояться за свою фигуру. Подтянутое тело – один из главных плюсов такой работы. Но очень часто девушки сталкиваются с проблемами по женскому здоровью. К сожалению, из-за больших нагрузок некоторым балеринам ставят страшные диагнозы такие как бесплодие, большинства — проблемы с циклом. Но иногда эти издержки профессии могут обходить стороной.
— По каким критериям отбирают девушек в балетные школы?
— При поступлении в хореографическое училище абитуриенты проходят три этапа отбора. На первом этапе вступительная комиссия оценивает физические и внешние данные: растяжку, гибкость. На втором этапе поступающие проходят медицинское обследование, и комиссия оценивает музыкальность, ритмичность абитуриента. И на последнем — оценивается артистичность и танцевальность.
— До какого возраста можно быть балериной и каков максимально допустимый вес?
— Не существует максимального возраста для работы в театре, все зависит от того, в какой форме находится балерина. Бывают разные случаи, иногда девушки в 30 лет выходят из формы, например, из-за серьезной травмы, но чаще всего балерины работают до 40 лет, после уже могут выйти на пенсию. Бывает и такое, когда балерина, пройдя пенсионный возраст, все равно остается работать в кордебалете. Для девушек и женщин, занимающихся балетом на любительском уровне, абсолютно нет ограничений.
Вес зависит от роста и телосложения балерины. У каждой девушки в балете индивидуальное строение тела, и вес не должен превышать или быть ниже нормы, иначе балерина просто не сможет работать. Лишний вес в балете может сказаться на здоровье суставов, ведь при прыжке большая часть нагрузки идет на ноги, и суставы не смогут выдерживать столь большую нагрузку, от этого зачастую случаются травмы.
— Насколько важна фактура для балерины?
— Профессия артиста балета напрямую связана с колоссальной физической нагрузкой, и далеко не каждый с этим справится, соответственно, нужно держать себя в отличной форме. Диеты, правильное питание, режим — всё это неотъемлемая часть профессии, так что артистов балета неспроста часто сравнивают с шахтерами.
— А можно ли танцевать в балете после рождения детей?
— Можно и даже нужно. В балетной профессии так же, как и в остальных, существует декретный отпуск. Почти каждая девушка приходит к такому жизненному этапу, когда у нее появляется семья, дети. Все это можно совмещать с работой. После декрета женщина снова заходит в зал, ей дают время, чтобы вернуться в форму и продолжить работать с новыми силами.
— Отдала бы ты в профессиональный балет свою дочь?
— Если бы моя дочь захотела заняться балетом на профессиональном уровне, я бы, конечно, поддержала такое решение, но предупредила бы о том, как это на самом деле непросто. Однако это в любом случае будет полезно — подобный труд воспитывает человека. Развивается сила воли, появляется рвение к победе и, конечно, раскрывается женственность.
— Как ты оцениваешь современное состояние российского балета?
— Русский балет считается самым лучшем в мире, и он не перестает развиваться. Если вернуться в 1581 год, когда балет только зародился, можно заметить большое отличие от нынешнего балета. Раньше балерины имели другую форму, костюмы, пластичность, технику. Балет, как и любая другая сфера искусства, всегда шел и идет в ногу со временем, меняется в зависимости от моды эпохи. И в нашем современном мире развитие продолжается, теперь в балет пришел современный танец. Создаются целые театры современного балета.
— В чем отличие современного балета от классического?
— Классический балет — это обычный балет с классической школой, а современный — это все тот же классический балет, но с элементами современной хореографии, в частности, контемпорари (современный сценический танец, включающий в себя самые различные направления и техники — «Td»). Современный балет набирает обороты и становится все более популярным. Но классический балет — это нечто неизменное, то, что никогда не утратит своей актуальности.
— Считается, что русская школа балета самая лучшая в мире, а кто наш главный конкурент?
— Да, действительно, русская школа балета считается самой лучшей. Лучшие учились у лучших, и так из поколения в поколение. Танцовщицы ни одной страны в мире не могут повторить и отработать движения настолько четко, насколько это умеют наши. На мой взгляд, Великобритания и Франция также же могут претендовать на звание лучших школ балета в мире, но Россия дает некий шарм зрителю, тепло и такую энергетику, которую больше нигде не возможно получить.
— Какие партии являются самыми престижными для балерин?
— Конечно же, все балерины стремятся к главным партиям, главным ролям, а предел мечтаний — это стать примой. Одетта и Одиллия (персонажи балета «Лебединое озеро» на музыку П.И. Чайковского, которые, как правило, в спектакле исполняются одной балериной — «Td») — одни из самых сложных и красивых партий, о них мечтает любая, но чтобы только приблизиться к этому, мало уметь хорошо танцевать и делать 32 фуэте. Как говорила прима Татьяна Фролова, до «Лебединого» нужно дорасти не физически, а морально. Чтобы передать эмоции, переживания героев балета, нужно иметь определенный жизненный опыт.
Беседовала Стефания Коршунова,
фотоиллюстрации из личного архива Евгении Грибановой