«Дай мне понять, каким образом Ты сотворил небо и землю». Как совместить Библию и науку?
Основные моменты лекции
0:00 О чём эта лекция
1:17 Сотворение мира в мозаиках храма Рождества Богородицы в Монреале (Сицилия, XII век)
20:00 О соотношении научных теорий с реальностью. Классический реализм, инструментализм, критический реализм
22:59 Критерии научности выдвигаемых теорий
23:29 Почему в науке важна парадигма
25:00 Модели соотнесения богословия и естествознания: конфликт, контраст, диалог, интеграция
31:32 О поиске «разумного замысла» в природе
36:50 О взаимодополняемости религии и науки
38:34 Проблема осмысления пространства и времени. Концепция альтеризма
40:45 Шестоднев как полемика с языческой мифологией
43:39 Два крайних подхода к христианскому осмыслению космогонии, их плюсы и минусы
53:13 Как избежать этих крайностей. Принцип гармонии трёх аспектов
57:17 Рай как «ограждённое место»
58:57 «Кожаные одежды» как символ смерти и тления
1:00:17 До грехопадения хищники питались фруктами, а комары — соком растений?
1:05:30 Смертность животных — «защитный механизм» на случай грехопадения?
1:11:00 Что было открыто пророку Моисею?
1:12:59 В чём, по преподобному Максиму Исповеднику, заключается цель мироздания?
1:15:50 Иконографический подход к Шестодневу. Книга Бытия как икона и научная картина мира как оклад
1:18:50 Смысловой параллелизм — основной принцип библейской поэтики. Почему светила созданы позже растений?
1:24:10 «Дай мне услышать и понять, каким образом Ты сотворил в начале небо и землю». Блаженный Августин о тайне творения
1:26:10 Чем плохо полное согласование Шестоднева с научной картиной мира…
1:27:30 …и чем плох буквализм в толковании Библии
1:28:15 Вывод: нельзя ни отождествлять «икону» с «окладом», ни деформировать «икону», чтобы вставить её в «оклад»
1:30:59 Почему светила созданы только в четвёртый день? О логике библейского текста
1:37:02 До грехопадения животные были смертными или бессмертными?
1:44:52 Может быть, Ветхий Завет — просто еврейский фольклор и все эти рассуждения ни к чему?
1:47:05 Где провести грань между человеком и его животными предками?
2:00:35 Как объяснить детям соотношение между Шестодневом и научными теориями?
2:06:22 Будем ли мы помнить и обсуждать Шестоднев через тысячу лет? Так ли он ценен и уникален?
2:11:01 Почему сегодня есть яркие популяризаторы атеизма, но нет таких же людей в Православной Церкви?