Обитель идет в YouTube: опыт Сретенского монастыря
Московский Сретенский монастырь
— Коллеги, когда и почему вы решили сделать акцент на развитии YouTube-канала? Было ли это связано с пандемией ковида?
— YouTube-канал Сретенского монастыря появился из YouTube-канала портала «Православие.ru». Одновременно начал функционировать и сайт Сретенской обители.
На канале продолжили выкладывать видеозаписи духовно-просветительских лекций для мирян. Во время карантина начали транслировать богослужения для тех прихожан, которые не могут посетить храм. Позже возросло количество транслируемых лекций, появились видео издательства монастыря, трансляции концертов и выступлений, встреч с интересными людьми.
— Есть ли у канала миссия? Как вы ее формулируете?
— Канал имеет чёткую линию просветительского характера, а также знакомит с нашей обителью и ее проектами.
Сретенский монастырь занимается духовно-просветительской работой с прихожанами, а также освещением подвигов новомучеников и исповедников Церкви Русской. Кроме того, нам необходимо рассказывать прихожанам и о внутренней жизни монастыря, его истории, книжных изданиях, молодежной работе и волонтерских проектах. В какой-то мере приход нашего монастыря с Интернетом расширяется до дальних уголков нашей страны и за рубеж.
Трансляция ночного пасхального богослужения во время карантина в Москве, 2020 год
— Когда канал создавался, вы думали о том, на какую аудиторию он будет работать? «Попали» ли вы в ее проблемы и переживания?
— Наша аудитория — это прихожане обители и все интересующиеся христианской верой. Безусловно, выпускаемые видео «попадают» в интересы подписчиков.
— На платформе YouTube присутствуют многие монастыри и храмы. Но вы, наверно, единственный монастырь в России, который не только организует трансляции богослужений, но и производит другой, очень разнообразный контент: интервью, лекции, беседы, встречи, концерты… Чем это важно для вас и почему у вас нет «конкурентов»?
— Конкурентов вообще-то порядочно. Трансляции служб сейчас ведут многие храмы и монастыри. Наибольшая, наверное, аудитория у Святогорской лавры. И мы, естественно, не можем конкурировать с нашими церковными телеканалами «Спас» и «Союз». У них и образовательные передачи, и встречи, и фильмы…
Сретенский монастырь со времен восстановления монашеской жизни в нем стремится быть духовно-просветительским центром Москвы, этому способствует ряд важных подразделений обители: издательство, семинария (ныне академия), золотошвейная мастерская, молодежный центр, волонтерские объединения, кафе «Несвятые святые», Хор Сретенского монастыря, магазин «Сретение», выставка «Новомученики и исповедники Церкви Русской». И, конечно, отдельного внимания заслуживают храмы монастыря и святыни, находящиеся в них: древний собор Сретения Владимирской иконы и новый собор Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Обо всем этом необходимо рассказывать, развивать разные темы, и за счет очень включенных в жизнь монастыря насельников и прихожан рассказать удается много. Большая часть информационной работы делается молодежью: это люди, которым даются самые сложные задачки, умеющие мечтать и смелые в воплощении самых необычных идей. Здесь каждый найдет себе призвание, если захочет, наместник и братия монастыря помогают в воплощении новых проектов и поддерживают молодые таланты. Полагаем, сочетание этих факторов и дает нам благоприятную среду конкуренции с иными информационными ресурсами монастырей России.
Миссионер Сергей Комаров беседует с епископом Зеленоградским Саввой (Тутуновым) в проекте «Говорим»
— Сколько человек работает над каналом? Каков, если не секрет, его месячный бюджет?
— Над каналом трудятся штатный оператор, два его помощника из семинаристов. Помогают снимать видеографы-волонтеры. Оформлением канала занимаются сотрудники пресс-службы. Отдельного бюджета на канал нет — зависит от количества снятого и смонтированного материала.
— Каков ваш обычный план на неделю: столько-то трансляций, столько-то встреч, лекций, интервью и так далее?
— Обыкновенно в неделю монастырь транслирует около четырёх богослужений (если нет больших праздников на буднях), три-четыре духовно-просветительские встречи. Помимо этого выкладываются по мере готовности видео о новых книгах издательства, о Сретенском саде, выставке о новомучениках, тематические видео к праздникам. Таких материалов может быть от двух до семи в неделю.
— Алгоритмы Интернета порой преподносят сюрпризы: видео, которое должно было собрать много просмотров, «не заходит», а другое, не столь тщательно готовившееся, неожиданно «выстреливает». У вас такое было?
— Конечно! Бывает, не угадаешь отклик аудитории. Много просмотров собирают видео в формате short. Вообще, несмотря на огромное количество подписчиков, среднее количество просмотров не так уж и велико: обычно в пределах 10 тысяч.
Лекция филолога, профессора Сретенской духовной академии Александра Ужанкова
— Какие проекты на вашем канале оказались наиболее удачными?
— Наши духовно-просветительские курсы пользуются особой популярностью у тех, кто уже давно в Церкви, и у тех, кто только ищет путь к вере. Исполнение нашими молодежными хорами красивых произведений, конечно, также не оставляет равнодушными зрителей. Что уж говорить о записях Хора Сретенского монастыря — они известны по всему миру. Трансляции богослужений, особенно праздничных, просматривает большое количество людей, так же, как и уже упомянутые видео в формате short.
— А какие, может быть, получились не очень?
— Мы стараемся делать качественный контент. Другое дело, что видео может не «зайти» широкой аудитории. Долгие видео, от нескольких минут, зритель часто не досматривает, особенно когда тема не входит в область его интересов.
— Читаете ли вы комментарии зрителей и насколько они для вас важны? Реагируете на критику и предложения?
— За комментариями обязательно нужно следить: это отчасти и вынужденная мера, на каналах монастырей всегда много троллинга. Мы реагируем и на конструктивные замечания и предложения, часто отвечаем, меняемся, чтобы стать лучше.
Запись альбома Хора Сретенского монастыря
— Какие православные каналы вы смотрите и считаете хорошими?
— Мониторинг СМИ в YouTube важен для нас. Здесь учишься у других, берешь подходящие идеи, замечаешь свои недостатки, смотришь, какие ниши уже переполнены, а какие не особо освещены. Среди монастырских отметим хороший YouTube-канал у Свято-Елисаветинского монастыря города Минска и наибольший по подписчикам и просмотрам канал Святогорской лавры. Хорошие, живые каналы у Московской и Петербургской академий. Мы тесно сотрудничаем с телеканалом «Союз». Он вместе с вынужденно перешедшим на Rutube телеканалом «Спас» — флагманы церковного видеоконтента.
— Почему, на ваш взгляд, их так мало?
— Хороший видеоконтент требует хороших финансовых вложений и жертвенных сотрудников. А для проведения лекций нужны и преподаватели.
— А какие светские каналы принимаете за ориентир в работе?
— Затрудняемся ответить. Заглядываем на каналы с советами по видеосъемке и монтажу. Развитые светские YouTube-каналы не искали, хотя стоит и у них чему-то учиться.
— Каких новых интересных проектов ждать зрителям на вашем канале?
— Наш YouTube-канал в основном отображает работу духовно-просветительского центра обители. Поэтому планы и материалы за ними, а с нас — отображение.
Беседовал Даниил Сидоров
Фото предоставлены редакцией сайта Сретенского монастыря