Июньское кино: какие фильмы смотрят кинокритики?
1 июня: «Комната чудес» (2023, Франция, реж. Лиза Азуэлос).
Почему смотрел. 1 июня был Международный день защиты детей. В этот день хотелось посмотреть фильм, имеющий отношение к празднику.
Обычный школьник по имени Луи впадает в кому после несчастного случая. Его безутешная мать Тельма находит дневник с перечнем тайных желаний сына. Решив, что исполнение этих желаний поможет спасти мальчика, она начинает претворять их в жизнь. Женщина берёт автограф у недостижимой знаменитости, ныряет с аквалангом и даже съезжает на скейте с крутого склона. Способна ли вера в чудо сотворить чудо? На что способна мать ради сына? «Комната чудес» – убедительная мелодрама о материнской любви с неожиданной игрой смыслов в финале. Фильм снят по одноимённому роману Жюльена Сандреля. На русском языке книга вышла в 2020 году в издательстве «АСТ» (серия Corpus (roman)).
2 июня: «Любить…» (1968, СССР, реж. Михаил Калик).
Почему смотрел. В нынешнее время усиления цензуры захотелось посмотреть, какое кино цензурировали в СССР. «Любить…» – подходящий вариант. Эта картина с участием священника Александра Меня в своё время очень раздражала советскую власть.
«Любить…» – четыре коротких новеллы об отношениях мужчин и женщин. Каждую новеллу предваряет цитата из Песни песней, а между новеллами присутствуют документальные вставки с рассуждениями о любви. Причём о своём видении любви рассказывают не только обычные советские граждане, но и отец Александр Мень. Всё это скрепляет великолепный саундтрек композитора Микаэла Таривердиева. «Любить…» – не только документ эпохи, но и живое, пронзительное, смелое, поэтическое кино. Колоризованную версию в хорошем качестве можно посмотреть тут.
3 июня: «Пятый элемент» (1997, Франция, Великобритания, реж. Люк Бессон).
Почему смотрел. В этот день была суббота, а по выходным иногда возникает желание посмотреть что-нибудь развлекательное.
Главный блокбастер в истории французского кино. Увлекательная история о победе любви над вселенским злом. Фантастическая сказка с отличным актёрским составом: Милла Йовович, Брюс Уиллис, Гари Олдман, Иэн Холм. Конечно, я уже смотрел этот фильм, но успел забыть о его явном антивоенном посыле. Но что не забывается из «Пятого элемента», так это оперная партия инопланетной красоты.
4 июня: «Душечка» (1989, Австралия, реж. Джейн Кэмпион).
Почему смотрел. Джейн Кэмпион всегда была интересным режиссёром. Это подтверждает и её последний фильм, психологический вестерн «Власть пса» (2021), и более раннее «Пианино» (1993), отмеченное «Золотой пальмовой ветвью». «Душечка» – вторая полнометражная картина Кэмпион. Мне было интересно, с чего начиналась карьера этой талантливой женщины.
«Душечка» – история сложных отношений двух молодых сестёр, чудаковатой Кэй и ещё более чудаковатой Свити (она же – Душечка). Фильм Кэмпион везде позиционируется как трагикомедия, но смешного в нём мало. По сути это драма о пренебрежительном отношении к психически больным людям. Здоровая Кэй отвергает свою больную сестру Свити, что приводит в итоге к трагедии. «Душечка» – грустная авторская картина о чудаках и неудачниках. Есть в ней какой-то особый нежно-пронзительный флёр, который теперь встречается в кино нечасто. В 80-е и 90-е его было больше; один из ярких примеров такого кино – «Простые люди» Хэла Хартли 1992 года.
5 июня: «Какая чудная игра» (1995, Россия, реж. Пётр Тодоровский).
Почему смотрел. Люблю российские картины 90-х годов за их бесшабашность и смелость.
А этот фильм везде позиционируется как драма, но является как раз трагикомедией. «Какая чудная игра» – история четырёх студентов из загородного общежития творческого вуза. Действие происходит в сложные 50-е годы до смерти Сталина, но молодёжь живёт, не чувствуя времени. Студенты проводят свободное время в бесконечных розыгрышах и шутках, даже не подозревая, к чему это может привести. Поначалу «Какая чудная игра» кажется бессюжетной комедией, состоящей из ряда юмористических сценок, и напоминает капустник. Но по мере продвижения к финалу фильм приобретает всё более грустные черты и в итоге уходит в полноценную драму. Работа Тодоровского не слишком убедительна в качестве комедии, но драматическая часть у режиссёра «Военно-полевого романа» (1983) удалась.
6 июня: «Настройщик» (2004, Россия, Украина, реж. Кира Муратова).
Почему смотрел. 6 июня 2023 года исполнилось 5 лет со дня смерти советско-украинского режиссёра Киры Муратовой (1934–2018). За свою долгую карьеру она сняла немало хороших картин: «Короткие встречи» (1967), «Долгие проводы» (1971), «Познавая белый свет» (1978), «Среди серых камней» (1983), «Астенический синдром» (1989), «Три истории» (1997). В этот день я решил пересмотреть один из лучших её фильмов.
Настройщик роялей Андрей сильно нуждается в деньгах, чтобы содержать импозантную любовницу Лину. В охоте за деньгами он берётся за любые авантюры. В итоге это приводит его в дом Анны Сергеевны – пожилой состоятельной вдовы из интеллигентских кругов. Чтобы «развести» её на деньги, Андрей придумывает изящную многоходовую аферу. «Настройщик» – авторская комедия в духе 90-х годов. Недаром главную роль в ней исполнил Георгий Делиев – ключевая фигура передачи «Маски-шоу», которая была хитом на российском телевидении 90-х. 90-е в отечественном кино были авантюрными, безбашенными, неожиданными, смешными. Всё это есть и в «Настройщике», хоть и снят он уже в 2000-е. Дополняет это прекрасный актёрский состав, где выделяется Рената Литвинова, и музыка. Такое кино не могло появиться сейчас. Это уже классика.
7 июня: «Переводчик» (2023, Великобритания, Испания, США, реж. Гай Ричи).
Почему смотрел. Заинтересовал трейлер.
Действие происходит в Афганистане в 2018 году. Военный переводчик афганец Ахмед спасает американского офицера Джона Кинли (Джейк Джилленхол) от расправы талибов. Вернувшись в США, Джон не может избавиться от чувства вины перед своим спасителем. В итоге офицер возвращается в Афганистан, чтобы в свою очередь спасти Ахмеда, на которого талибы объявили масштабную охоту. «Переводчик» – увлекательное зрелище о чувстве долга перед конкретным человеком, что отличает картину от пафосных патриотических боевиков о долге перед родиной. Очень человечное кино с атмосферными локациями, эффектными перестрелками и выживанием в экстремальных условиях.
8 июня: «Маркета Лазарова» (1967, Чехословакия, реж. Франтишек Влачил).
Почему смотрел. Критики считают «Маркету Лазарову» одним из главных шедевров чехословацкого кино.
Средневековая Европа. Скромная и невинная девушка Маркета Лазарова становится добычей семьи разбойников. Девушку забирает себе в качестве трофея старший сын семейного клана – Миколаш Козлик. Со временем Маркета влюбляется в своего похитителя, но на разбойников открывается масштабная охота. Возглавляет её гетман, посланный самим королём. «Маркета Лазарова» – настоящий подарок тем, кто любит исторические фильмы о Средневековье: жёсткое фактурное кино без приукрашиваний и глянца. Отдельно можно похвалить оператора и декораторов – камера убедительно погружает в происходящее, а декорации кажутся предельно достоверными.
Кадр из фильма «Маркета Лазарова». Пленник разбойников изображён в центре наполовину разрубленной туши. Тем самым как бы подчёркивается незавидная участь персонажа, которого ожидает смерть.
9 июня: «Лекарство» (1995, США, реж. Питер Хортон).
Почему смотрел. 9 июня был Международный день друзей. Решил посмотреть что-нибудь в честь праздника.
Два одиноких мальчика – Эрик и Декстер – становятся друзьями. При этом Декстер является изгоем из-за своей болезни – в больнице его по неосторожности заразили СПИДом. Чтобы найти от него лекарство, дети убегают из дома и отправляются в далёкое путешествие по Америке. «Лекарство» – крепкая мелодрама о трогательной детско-подростковой дружбе. Летнее роуд-муви для всей семьи. Несмотря на некоторую наивность, в отдельных эпизодах «Лекарство» становится предельно серьёзным. В частности, фильм подчёркнуто осуждает такое негативное явление, как стигматизация больных людей.
10 июня: «Порох» (1985, СССР, реж. Виктор Аристов).
Почему смотрел. 9 июня исполнилось 80 лет со дня рождения режиссёра Виктора Аристова (1943–1994), известного по страшной перестроечной драме «Сатана» (1990). Я с опозданием вспомнил о юбилее и решил посмотреть один из главных фильмов постановщика.
Великая Отечественная война. Первые дни блокады Ленинграда. В городе катастрофически не хватает пороха, так что местному чиновнику Никонову (а по совместительству – специалисту по порохам) поручают ответственное задание. В составе специальной группы он должен отбыть в Кронштадт и заняться отбором пороха для его транспортировки в город. Под непрерывным обстрелом противника Никонов организует доставку пороха на баржах. «Порох» – не самое очевидное кино о Великой Отечественной войне, которое всегда было в тени более известных военных хитов: «Баллада о солдате» (1959), «Служили два товарища» (1968), «Иди и смотри» (1985) и т. д. Тем не менее фильм Аристова не уступает в качестве многим прославленным картинам. Режиссёр понимает, что общая драма не может существовать в отрыве от частной трагедии, поэтому его герой получился столь ярким. Никонов работает вдали от фронта (за что его порицает даже бывшая жена), так что, когда ему выпадает шанс проявить себя на передовой, он впадает в самоубийственный раж, пытаясь выполнить важное задание любой ценой. Реалистичные кадры блокадного Ленинграда, жуткие обстрелы, выверенность отдельных деталей и фраз. «Порох» – отчаянная и точная картина. Без лишнего пафоса Аристов сделал важное, сильное и актуальное кино о войне.
11 июня: «Воячек» (1999, Польша, реж. Лех Маевски).
Почему смотрел. Люблю поэзию. Хотел посмотреть фильм о последних днях жизни польского поэта Рафала Воячека (1945–1971).
Реальный Воячек – поэт трагической судьбы: его незаурядный талант сопровождали психические проблемы, алкоголизм и неоднократные попытки самоубийства. Снять убедительное кино о подобной фигуре сложно, но Леху Маевски («Мельница и крест») это удалось. Режиссёр прекрасно чувствует материал. Создаётся ощущение, что он разбирается во всём, что снимает, будь то официальная литературная жизнь в послевоенной Польше, будни алкоголиков или поведение поэтов-бунтарей. «Воячек» смотрится как фильм конца 60-х – первой половины 70-х, что можно считать комплиментом, ведь польская киноклассика (преимущественно 50-х – 70-х) ценится во всём мире.
12 июня: «Письма отцу Якобу» (2009, Финляндия, реж. Клаус Хярё).
Почему смотрел. Заинтересовал синопсис. Лейла, осуждённая за убийство, выходит на свободу по амнистии и получает в глубинке необычную должность с проживанием. Ей предстоит работать с корреспонденцией пожилого и слепого пастора.
«Письма отцу Якобу» – психологическая драма с хорошим кастингом и неожиданным сюжетным поворотом. Пронзительное кино с мучительной интригой: смогут ли сосуществовать два столь разных человека – одинокий пастор, живущий только ради редких писем, и ожесточившаяся на весь мир женщина. В отличие от более артхаусного «Воячека», «Письма отцу Якобу» можно порекомендовать всем читателям «ТД». Умное кино, затрагивающее такую важную тему христианского прощения.
13 июня: «Снегирь» (2023, Россия, реж. Борис Хлебников).
Почему смотрел. Борис Хлебников («Аритмия») входит в число лучших действующих российских режиссёров.
Первое, что стоит сказать: описания этого фильма в сети не соответствуют действительности. В одном месте пишут, что «Снегирь» рассказывает про «банду морских бродяг», в другом – что фильм про «двух видеоблогеров», ищущих «уникальный контент». В действительности в «Снегире» нет ни банд, ни блогеров. Это драма о двух молодых людях, попавших на стажировку на рыболовецкое судно. Обычная молодёжь оказывается не готовой к тяжёлой работе и суровым «мужским» шуткам. Всё это в итоге приводит к трагедии. «Снегирь» – реалистичная картина о «русском пофигизме» и «русском героизме». Самые заметные составляющие ленты: бескомпромиссный сценарий, отличная работа с актёрами, резкая смена жанра (внезапный крен в фильм-катастрофу), щепотка юмора, за который отвечает актёр Тимофей Трибунцев («Монах и бес»). Один из лучших российских фильмов года на данный момент.
14 июня: «Стромболи, земля Божья» (1950, Италия, США, реж. Роберто Росселлини).
Почему смотрел. Роберто Росселлини – один из ведущих режиссёров итальянского неореализма. Его классические работы, начиная с фильма «Рим, открытый город» (1945) и заканчивая картиной «В Риме была ночь» (1960), стоит смотреть хотя бы выборочно.
Действие начинается весной 1948 года, в Италии, в лагере для иностранных беженцев. Главная героиня, красавица Карен Йонсен (Ингрид Бергман), мечтает выбраться из лагеря и уехать в Аргентину. Власти отказывают девушке в выдаче визы, так что она соглашается выйти замуж за едва знакомого итальянского солдата Антонио. Так Карен оказывается на его малой родине – вулканическом острове Стромболи. Городскую девушку сразу же угнетает эта опасная глушь, где во время извержений на крыши домов падают большие камни. «Стромболи, земля Божья» – убедительная история о столкновении деревенского и городского, традиционного и современного, божественного и земного. Карен оказывается белой вороной среди людей, скованных многовековыми устоями и предрассудками. И этот конфликт «традиция – современность» – центральный в картине. Также в фильме есть документальная съёмка массовой рыбной ловли (быстро выясняется, что Антонио – рыбак). И вызывает восхищение то, как ловко и точно Росселлини вплетает документальные кадры в частную трагедию. Карен смотрит на жестокую ловлю и закрывает глаза, видимо, ощущая собственное родство с израненной и убитой рыбой.