В Крыму появился памятник первой встрече Николая II с будущей супругой Александрой Фёдоровной

Памятник на месте встречи будущего российского императора Николая II с невестой, принцессой Алисой Гессенской, будущей российской императрицей Александрой Федоровной, установлен в крымской Алуште.
Фото: Телеканал «Царьград»

Об этом сообщает ТАСС.

В октябре на месте будущего памятника — во дворе Центральной алуштинской библиотеки — был заложен памятный знак, а 30 октября состоялось торжественное открытие монумента.

10 октября 1894 года цесаревич Николай встретил в Алуште принцессу Алису, которая направлялась в Ливадию, после того как приняла его предложение стать супругой наследника российского престола. В Ливадии Николая и Алису на брак благословил император Александр III.
Встреча проходила на даче генерала Голубова, которую еще называли дачей «Голубка». В настоящее время здесь расположена Алуштинская городская библиотека имени С. Н. Сергеева-Ценского.

«Ко мне обратились алуштинские общественники, почитающие историю полуострова и родного города, у которых и возникла идея установить памятник. Причём не как Императору и Императрице, а как молодым влюблённым. Недалеко от дома Голубева находится ЗАГС. И эта скульптура станет неким посылом парам, желающим создать семью», — рассказала телеканалу «Царьград» председатель наблюдательного совета Межрегиональной общественной организации «Русское единство» Елена Аксёнова.

Фонд Святителя Василия Великого объявил конкурс на лучший проект архитектурно-скульптурного решения памятника. Монумент должен был увековечить встречу жениха и невесты. В конкурсную комиссию вошли великий князь Георгий Михайлович, наследник главы российского императорского дома Марии Владимировны, Елена Аксёнова, основатель телеканала «Царьград» меценат Константин Малофеев, председатель наблюдательного совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова и вице-президент Фонда Святителя Василия Великого Михаил Вильтер.

Памятник должен был быть не только исторически точным, интересным по композиции, но и передавать чувство светлой первой любви. С этими задачами лучше всех справились супруги-скульпторы Максим Батаев и Ирина Макарова.

«На конкурс мы представили проект, но не на бумаге, а уменьшенный в разы памятник. Эскиз привезли в выставочный зал, где уже были работы других авторов», — цитирует телеканал Ирину Макарову.

 
 Фото: Телеканал «Царьград»

Авторы представили композицию, состоящую из четырёх бронзовых скульптур высотой чуть больше двух метров, гранитного постамента и арки. Такой камень выбран неслучайно — по словам мастеров, он более долговечный, со временем на монументе не появятся сколы и соляные подтеки.

«Композиция у нас непростая. Арка объединяет два любящих сердца – Николая и Аликс, а также венчается православным крестом. Кроме того, есть и другие герои — это дядя Цесаревича Сергей Александрович, который участвовал в слиянии двух сердец, и сестра невесты Елизавета Фёдоровна, которая помогала соединиться любящим. В тот день в 1894 году они были все вместе в Алуште», — рассказала Ирина Макарова.

Отмечается, что над композицией супруги-скульпторы трудились с февраля.

«Мы считаем, что для создания памятников следует привлекать исключительно профессионалов своего дела. К каждой работе мы подходим серьёзно, сотрудничаем не только со скульпторами. Необходимы историки и реставраторы. Поднимаются архивы. Отсматриваются кадры кинохроники, фотографии. Нам важна каждая деталь. Именно из этого складывается подлинная история», — говорит руководитель проекта Михаил Вильтер.

«Мы решили изобразить Николая Александровича в гусарской одежде — именно в этом наряде он венчался. У Елизаветы Фёдоровны в руках — маленькая икона Спаса как олицетворение духовности. Ведь она поддержала свою сестру, когда Алиса сомневалась, стоит ли менять веру. Арка — это тоже символ Православия, Царства христианского и Руси», — рассказала Ирина Макарова.

Не один день скульпторы потратили, чтобы добиться максимального сходства фигур.

«Мы с супругом работали вместе над каждой деталью, он помогал, говорил, что нужно ещё скорректировать, а я — ему. У нас на самом деле была командная работа. Нам очень помог Константин Малофеев. Мы долго бились над максимальным портретным сходством будущего Императора. Прислушались к советам Константина Валерьевича, немного изменили форму глаз и носа, чтобы Николай II стал узнаваемым в своем юном возрасте. Действительно, после этого нам удалось добиться максимальной реалистичности», — делится Ирина Макарова.

 
 Фото: Телеканал «Царьград»

Средства на памятник выделены благотворительным фондом святителя Василия Великого и Обществом развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл».

По словам местных жителей, этот памятник увековечит не только встречу двух любящих сердец, но и их верность.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале