Церковь и государство в условиях новых вызовов

Тема взаимоотношений Церкви и государства обсуждается на множестве площадок — церковных, общественных, научных, — однако не теряет своей актуальности. Описание этих отношений в «Основах социальной концепции РПЦ» оставляет поле для рассуждений. Экспертная дискуссия «Церковь и государство в условиях новых вызовов» состоялась 19 ноября в Центре консервативных исследований социологического факультета МГУ.

В дискуссии участвовали председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви владыка Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин, настоятель храма св. мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова прот. Максим Козлов, руководитель Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Дугин, зав. кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы Ольга Юрьевна Васильева, декан социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Владимир Иванович Добреньков и другие историки, политологи и религиоведы.

"На круглом столе была предпринята попытка проектирования перспектив отношений
 Русской Православной Церкви и государства"

Цель обсуждения была сформулирована заранее. На круглом столе была предпринята попытка проектирования перспектив отношений Русской Православной Церкви и государства в ситуации переформатирования глобальных геополитической, экономической, гуманитарной и мировоззренческой систем. Главными вопросами для выступавших были границы взаимопроникновения государственных и церковных процессов, а также границы политизации Церкви. Большинство собравшихся соглашалось с тем, что ожидания общества в отношении Церкви и ее взаимодействия с государством весьма велики и достаточно напряженны.

К сожалению, сжатый регламент встречи не предполагал развернутой дискуссии. Прозвучало несколько развернутых докладов и несколько кратких реплик, возможность же полемики оставалась только у тех, кто выступал в конце круглого стола. В главных вопросах, тем не менее, собравшиеся были едины.

Так, прот. Всеволод Чаплин напомнил, что дистанция между государством и Церковью будет всегда, так как природы государства и Церкви различаются. Есть государственные дела, в которых не должна участвовать Церковь, и церковные дела, в которые не должно вмешиваться государство. «Принцип светскости имеет официальное толкование, о котором мало кто знает, - сказал отец Всеволод. - Понятие «светскость государства» означает, что церковные органы не должны быть одновременно органами государственной власти». В нашем обществе присутствует стремление к тому, чтобы видеть Церковь и государство работающими вместе без подмены функций друг друга и без принуждения друг друга.

 

 

Прот. Всеволод Чаплин:
 "Границу между процессами в государстве
 и Церкви проводит опыт жизни"

Святейший Патриарх поддерживает интенсивный диалог с Президентом России и другими представителями органов власти, существует интенсивное взаимодействие между религиозными общинами и органами власти на региональном и федеральном уровнях. По мнению отца Всеволода Чаплина, система церковно-государственных отношений, описанная в «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви, актуализируется в нынешнее патриаршество.

Говоря о политизации Церкви, прот. Всеволод Чаплин подчеркнул, что границу между процессами в государстве и Церкви проводит опыт жизни. Этот опыт накоплен за 20 лет и будет накапливаться дальше. Участие духовенства в политической борьбе не идет на пользу Церкви, и в России от этой практики решительно ушли. «Но мы не должны расширять постановку этой проблемы настолько, чтобы говорить, что любой верующий человек не должен участвовать в политической работе и управлении государством. Участие Церкви в жизни общества через высказывания по важным темам и через присутствие мирян вполне оправдано, и оно будет развиваться дальше. Наши иерархи и Патриарх все время высказываются по вопросам, важным для государства и общества, не вовлекаясь в политическую борьбу», - сказал отец Всеволод.

«Отделять Церковь от общества нельзя. Церковь и общество - это одни и те же люди, один и тот же народ», - напомнил отец Всеволод. В то же время, у вертикали государства немало функций, которые не может нести Церковь, - разведка, регулирование экономики, политическая борьба. В этих сферах работают религиозные люди, но прямое участие Церкви исключено. Отец Всеволод предложил свою терминологию: «не разделение Церкви и государства, а разделение управленческих организмов государства и управленческих организмов Церкви». Речь не идет о том, что Президент не может быть сектантом, а школы должны быть свободны от какого-либо мировоззрения. Имеется в виду разделение управленческих механизмов, а не ситуация, при которой все люди, работающие в органах власти, были бы отторгнуты от Церкви, а все, участвующие в жизни религиозных общин, исключены из отношений в государстве.

«Модель отношений между Церковью и государством со временем будет совершенствоваться; я не предвижу революций в развитии, но эволюция вполне возможна. Все больше людей будут осознавать себя православными не только в стенах храмов, но и в сфере профессиональных и общественных отношений», - прогнозирует отец Всеволод.

Александр Дугин рассматривал социологию понятия симфонии Церкви и государства. Он утверждал, что симфония как социологическая модель представляет собой разделение: кесарю - кесарево, а Богу - Богово. В частности, Александр Дугин полагает, что когда государство полностью становится светским, оно вправе требовать контроля только над аппаратом насилия и институциональной сферой. Если же речь идет о культуре, то встает вопрос об идеологии. Раньше государство управляло культурой на основании коммунистической идеологии. Сейчас государственной идеологии у нас по Конституции нет. «Правомерен ли в таком случае государственный контроль над культурой, образованием и СМИ? - спрашивает Александр Дугин и отвечает: - Это надо передать тем инстанциям, которые этим профессионально и институционально занимаются», то есть Церкви.

Ольга Юрьевна Васильева напомнила, что идея, согласно которой Православная Церковь и другие традиционные конфессии должны взять на себя миссию насыщения нашей культуры и образования духовным содержанием, обсуждалась уже в СССР. Кроме того, Церковь сейчас, как никогда ранее, призывается принимать участие в социальной работе. «Сегодня у большей части населения Российской Федерации осталось очень мало доверия. Люди доверяют Президенту, Патриарху и РПЦ. Других институтов, которым можно доверять, респонденты социологических опросов не указывают», - сказала Ольга Васильева. В связи с этим она считает, что влияние РПЦ и традиционных конфессий в социальной сфере должно усилиться как никогда. Ольга Васильева ждет от религиозных организаций совместной работы: «Мы сейчас имеем шесть социальных концепций - практически у всех традиционных конфессий. В них всех прописаны пути совместной деятельности».

 

Ольга Васильева ждет от религиозных организаций
 совместной работы

Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн подтвердил: «Все мы чувствуем необходимость некоего общественного договора или закона, который мог бы регулировать отношения Церкви и государства, описывал бы некое общее дело, где они будут взаимодействовать, и некое суверенное дело, где они не вмешиваются в дела друг друга. А общее дело они должны делать нераздельно, но неслиянно». Несмотря на то, что владыка не был готов сразу же обозначить правовую форму этого договора, он подчеркнул: «Сегодня многое зависит от того, кто стоит во главе государства, и от того, в какую сторону он смотрит. Меняется направление его взгляда - меняются отношения Церкви и государства. Такое шатание никому пользы не приносит. Стоит задача узаконить эти отношения». Владыка выразил надежду, что состоявшаяся дискуссия будет полезной и перейдет в практическое русло. Как глава Миссионерского отдела, архиепископ Иоанн посетовал, что у нас нет полновесных исследований о том, что сегодня происходит в сознании людей, в разной мере воцерковленных, как они воспринимают отношения Церкви и государства.

 

Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн:
"Стоит задача узаконить отношения Церкви и государства"

Еще одна проблема состоит в том, что агрессивные нападки на христианские ценности в традиционно христианских странах (например, в Италии) будут эхом откликаться в России. По мнению владыки Иоанна, мы должны быть готовы к защите, иначе нам будут решительно навязывать, чтобы все принятое в Европе транслировалось в нашей ситуации.

Как оказалось, не все участники готовы смириться с тем, что Церковь не стремится к получению государственной власти. Руководитель отдела социальных исследований Института общественного проектирования Михаил Тарусин считает принцип отделения Церкви от государства «глупостью».

Протоиерей Максим Козлов решил внести несколько реалистических замечаний. Например, хотя «высокий идеал симфонии дорог душе православного человека, для его осуществления необходимо признание государством онтологической значимости Церкви, а не ее инструментального применения», - подчеркнул он. В представительском же государстве с выборной властью это мало представимо. Скорее можно говорить о системе общественных договоров. Кроме того, отец Максим сомневается, что для Церкви будет благом ассоциация с нынешним государством. «Что лучше для Церкви - некие преференции от государства или атмосфера в обществе, соответствующая духу Евангелия? Разумеется, второе, а этому более соответствует дистанцированность от многих дел государства», - сказал отец Максим.

Дистанция между признанием Церкви уважаемым институтом и действительным участием в церковной жизни очень велика. Ведь христианин - это тот, кто от чего-то в своей жизни отказался ради Христа. 80 % относящих себя к православным в соцопросах - это скорее потенция для нашего развития.

По словам отца Максима - настоятеля домового храма при Московском государственном университете, - сфера церковно-государственных отношений в области высшего образования остается неопределенной. Все зависит от симпатий и антипатий глав администрации вузов. При желании отказать общине верующих ссылаются на светский характер высшей школы. Этот вопрос нужно озвучить и продвигать законодательные инициативы.

У нас более 500 храмов при тюрьмах и колониях и менее 30-ти при вузах. Где государство видит желательным влияние Церкви? Священника пустят к умирающим в хосписы, но не пустят в обычную школу. Поэтому, по мнению отца Максима, «к симфонии сегодняшние реалии имеют потенциальное, уповательное отношение».

Профессор кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ Виктор Иванович Гараджа отметил, что вряд ли можно сейчас обрисовать идеал отношений государства и РПЦ просто потому, что граница между кесаревым и Божьим чрезвычайно подвижна, и наивно думать, что она будет постоянной. Неопределенность - главный камень преткновения. Нужно, чтобы во всем обществе было понимание того, какое бремя общих забот берет на себя Церковь. Важно прописать сферу взаимодействия, но важнее сделать такой документ предметом публичной и долговременной дискуссии. Общество расколото. Один из путей преодоления раскола - такое обсуждение, если оно будет свободным и открытым.

Владимир Иванович Добреньков:
 "Верующий в Церкви хочет слышать ответы
 на все вопросы, в том числе политические"

Закрыл круглый стол декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Иванович Добреньков. Он не столько подводил итоги, сколько отметил парадокс: мы пытаемся возродить Православие на фоне мощных глобализационных процессов, секуляризации богословия на Западе. Декан соцфака выступил за большую активность Церкви. «Верующий в Церкви хочет слышать ответы на все вопросы, в том числе политические», - сказал он. Собрание закончилось смелым призывом декана - рекрутировать выпускников светских вузов в духовные школы, привлекать их к священнослужению и миссионерской работе. «Образованные люди готовы». У самой Церкви, по мнению Владимира Добренькова, масштаб духовных школ на сегодня слишком мал.

Итогом встречи можно назвать озвучивание не только общих принципов взаимодействия Церкви и государства, но и многих конкретных проблем в сфере образования, экономических отношений, культурной политики и даже социальной рекламы.

Фото автора.

Читайте также:

Церковь и государство - взгляд молодежи

Русское поле экспериментов или Кто ответит за религию?

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале