Пименовские чтения - форум единомышленников
Полный зал, множество священников, десятки студентов, преподавателей, просто заинтересованных слушателей. Среди них выделяются несколько мусульман, лютеранский пастор и католический священник. Слушают чиновники, слушают "церковные бабушки". Говорят в основном профессора и священники.
Губернатор Саратовской области Павел Леонидович Ипатов в приветственном слове отметил, что вопросы о роли религии в искусстве, культуре и образовании сегодня очень важны, и потому на конференции мы обращаемся к проблеме формирования духовных основ здоровой культуры современного общества. Губернатор уверен, что итоги этой дискуссии будут востребованы обществом и властью. «В последние годы нам удалось много в нашем сотрудничестве, но это процесс живой, и он развивается», - сказал Павел Ипатов. Подобные конференции - часть этого развития и «форум единомышленников», как определил его губернатор.
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин согласился с губернатором: «Эта конференция задумывалась как площадка для обмена мнениями между представителями духовной и светской науки и культуры». Начало этому диалогу положил в Саратовской епархии архиепископ Пимен, причем в то время, когда и задумываться об этом было нельзя.
Общение на Пименовских чтениях перерастает в ежедневное сотрудничество в сфере образования и культуры. Сегодняшние чтения были посвящены столетию Саратовского государственного университета. Этот Вуз с самого начала чтений участвовал в их организации, доказывая, что наука не равняется атеизму, и научное мировоззрение не противоречит вере в Бога, что одна из важнейших задач современного учебного заведения - не только передача молодому поколению суммы знаний, умений и навыков, но и приобщение его к традиционным духовным ценностям.
Тема Седьмых Пименовских чтений - «православная культура: ценности классической науки, образования и искусства». По словам Владыки Лонгина, «эта тема призвана показать, что такое объединение не случайно, а закономерно». В современном мире сильны процессы интеграции. «На первый взгляд, складывающийся единый мир обладает многими достоинствами и удобством. Он выглядит очень привлекательным. Однако за внешними достижениями глобализации скрываются и негативные процессы, о которых надо помнить. Это тотальная унификация, нивелировка, исчезновение уникальных национальных культур, упрощение всех видов современной культуры. Даже отношения между людьми порой лишаются своей глубины», - сказал Владыка.
Вопрос о глобализации ставит перед нами проблему толерантности. «Тот, кто осмелится говорить о сохранении своеобразия национальной культуры, зачастую слышит в ответ обвинения в отсталости, косности, нежелании подчиняться общемировым тенденциям, в попытке противоречить естественному ходу вещей», - отмечает епископ Лонгин. Страх показаться несовременным мешает нашим соотечественникам критически и трезво оценить ситуацию. К сожалению, подобную осторожность нередко проявляют и те, кто облечен властью и имеет возможность влиять на ситуацию. Тем нее менее сохранение самобытности - первоочередная задача для страны, которая хочет занимать собственное место в мире.
«Жизненно важно понять, что является фундаментом культуры и ее стержнем, который ни при каких обстоятельствах не должен быть утрачен. А истоки русской культуры - в православии», - уверен Владыка Лонгин.
Владыка отметил парадокс: «Положа руку на сердце, мы понимаем, что еще 20-30 лет назад общество было более чистым, более нравственным, более трудолюбивым и патриотичным», несмотря на то, что это были времена безбожного государства, которому общество дало свою оценку, покончив с ним. Эта проблема ставит в тупик многих людей: как же так, в безбожном государстве атмосфера была видимо благоприятней, чем в стране со свободой совести и вероисповедания. Ответ на этот вопрос дал Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что коммунистическая идеология паразитировала на тех рудиментах христианской нравственности, которые сохранялись в постреволюционное время. «Коммунисты воспользовались плодами христианского воспитания нашего народа, ведь внутреннюю культуру невозможно вытравить в одночасье». Осознание того, что твои корни уходят в глубь веков, что за твоими плечами стоят поколения и поколения людей, накладывает на человека ответственность и дает ощущение общности с другими людьми - той общности, которую мы привыкли называть словом «соборность».
Несмотря на попытки советской власти уничтожить Церковь и все связанное с ней, православная культура и в советскую эпоху заявляла о себе через культуру классическую. Литература, музыка, живопись, храмовая архитектура сохраняли свою христианскую основу, напоминали людям о мировоззрении их предков. Теперь можно с полным правом сказать, что наша культура полностью жизнеспособная и героическая, т. к. выжила в такую враждебную для нее эпоху. «Это накладывает на нас особую ответственность, и мы должны приложить все усилия, чтобы сохранившиеся искры нашей православной культуры стали главным смыслом и основным содержанием жизни нашего народа. Это наш долг», - подытожил владыка Лонгин.
Ректор Саратовского государственного университета Леонид Юрьевич Коссович рассказал о тесных отношениях, связывавших архиепископа Пимена (Хмелевского) и СГУ. «Задача Саратовского университета и Пименовских чтений - построение конструктивного диалога между представителями разных культур и конфессий», - сказал ректор.
На чтения традиционно приглашаются столичные преподаватели и ученые. Профессор Московской духовной академии архимандрит Макарий (Веретенников) сделал доклад на тему «Первый образ в почитании святых», рассказав о том, что если наши православные предки были уверены о человеке, что он святой жизни, то портреты его делались сразу после смерти, задолго до официальной канонизации. Нередко написанию первого образа предшествует явление святого. Например, так было с иконой прп. Саввы Сторожевского. Существует икона прп. Кирилла Белозерского, написанная еще за три года до его смерти прп. Дионисием Глушицким. В более поздние века, когда стало развиваться искусство портрета, после канонизации иногда портрет оформляется как икона - например, портреты свт. Димитрия Ростовского, свтт. Митрофана и Тихона Воронежских. Сейчас, когда Церковь прославляет новомучеников и исповедников, за основу первого образа часто берутся фотографии.
Еще один московский участник конференции, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов построил свой доклад как разговор со святителем Филаретом Московским. По словам о. Максима, есть некая соотносимость между фигурами двух архиереев - архиепископа Пимена, долго потрудившегося в ХХ веке, и митрополита Филарета (Дроздова). Поэтому словами свт. Филарета можно ответить на актуальные сегодня вопросы об огосударствлении Церкви, о принципах публичных дискуссий, о межрелигиозных отношениях в обществе с одной преобладающей кофенссией.
Алтарь и престол союзны - хорошо, но алтарь не падет и без этого покровительства. История показала: повсюду алтари на месте языческих капищ.
Союз предполагает не инструментальное использование государством Церкви для достижения сегодняшних благ, а признание онтологического статуса Церкви. Но и Церковь приемлет власть не только в периоды благоприятствования со стороны власти, но и тогда, когда у власти стоит Ирод или Нерон.
Закон важен, но важно и то, кто будет приводить его в исполнении. Закон поставлен не только для подсудимых, но и для судьи. Как праведный судья уменьшает зло и для обвиняемого, и для потерпевшего, так неправедный судья его увеличивает.
Христианский персонализм свт. Филарета, утверждает протоиерей Максим Козлов, не утерял актуальности для юридической ситуации ХХ столетия.
В медиапространстве особенно приметны два распутья: с одной стороны лесть, с другой - злоречие. Неверно думают те, предостерегал свт. Филарет, кто хочет исправлять зло злоречием. Нельзя изображениями порока и преступлений исцелить общество. Они, наоборот, уменьшают ужас перед пороком, заставляют привыкать к нему.
Доктор искусствоведения Марина Павловна Рахманова сделала доклад на тему «Русское православное церковное пение советской эпохи». Для многих участников чтений оказалось открытием, что в период после 1928 года со многих церковных композиторов Советской властью были взяты подписки о нераспространении своих церковных произведений. Музыканты с известными именами - такие как Чесноков, Никольский - вынуждены были уйти из Церкви. Есть среди церковных композиторов и новомученики - например, прот. Михаил Лисицын. Он был растерзан толпой в станице Усть-Лабинская. На Бутовском полигоне расстрелян священник Георгий Извеков, очень талантливый автор, чьи произведения исполняются и сейчас.
История советской церковной музыки после 1943 года делится на два периода, так как у двух русских патриархов - Сергия и Пимена - были очень различные вкусы. Патриарх Пимен был регентом - и при его служении запоминалось не столько то, что пели, а дивное небесное звучание хора. Алексий I предпочитал аскетическую простоту, не был большим ценителем творчества церковных композиторов. Пимен стимулировал исполнение церковной музыкальной классики. Особенно был знаменит хор Скорбященского храма на Ордынке.
Священник Кирилл Краснощеков, настоятель храма святых Царственных страстотерпцев при СГУ, рассказал о богословии иконы на рубеже цивилизаций.
Сознание христианина принципиально исторично. История для него - откровение промысла Божия. В эпоху прогресса наблюдается парадоксальная тяга к озверению духа и одичанию. Сегодня вопрос ставится уже о сохранении в человеке самой его человечности. Икона говорит человеку о той глубине, которую он не может до конца уничтожить в себе.
«Икона - это замысел Бога о человеке», - подытожил отец Кирилл.
Профессор СГУ Юрий Николаевич Борисов рассказал об истории филологического образования в этом университете, которое «формировалось не благодаря, а вопреки».
Доктор философских наук, профессор СГУ Ольга Федоровна Филимонова посвятила свой доклад роли православной певческой культуры в духовном становлении современного человека. «Музыка служит как бы облачением литургических действий, становится самовыражением церкви, запечатлевает в себе дары благодати премудрости Божией», - утверждает она. «Церковное пение - продолжение соборного дела Церкви».
Тема церковной музыки прозвучала на конференции столь полно, что у Владыки Лонгина возникла мысль целиком посвятить следующие чтения этой тематике.
Архимандрит Никон (Лысенко) разбирал понятие «ремесло историка» и его применимость к церковной историографии.
Доктор исторических наук Ирина Яковлевна Эльфонд, говоря о христианском искусстве и нравственном воспитании личности, отметила, что воздействие христианского искусства на личность признавали даже враги Церкви.
Следующий день работы Чтений поражает разнообразием тем секционных заседаний. «Духовные основы культуры и искусства: традиции и современность», «Человек в мире науки: социокультурные проблемы», «Политическая и правовая культура современного общества», «Православная традиция и литературный текст», «Церковь и культура в пространстве истории», «Православие и духовные ценности русской культуры», «Духовные ценности христианского искусства в современном образовательном процессе», «Святоотеческое наследие и творчество». Особый интерес представлял круглый стол «Голос Церкви в СМИ: социокультурный феномен нашего времени».
Добавим, что Пименовские чтения - это не только доклады. Начинается конференция с Божественной литургии и панихиды по архиепископу Пимену (Хмелевскому) в Свято-Троицком соборе Саратова, включает исполнение «Рождественской оратории» архиепископа Илариона (Алфеева), а завершается Божественной литургией в Духосошественском кафедральном соборе и концертом духовной музыки.
Фото Дениса Каменщикова, http://www.eparhia-saratov.ru/