Церковь и образование: вместе или врозь? (V Пименовские чтения)
Он начинал свое служение здесь в эпоху хрущевского либерализма - последних явных гонений на Церковь. И тогда его тщанием не удалось закрыть остававшиеся в центре города храмы. Многие священники, которые служат сейчас в епархии, рукоположены Владыкой Пименом.
Уже в пятый раз его память отмечается проведением чтений. Поскольку он был знатоком и ценителем музыки, в программу обязательно включается музыкальный элемент. Так, в этом году накануне открытия чтений их участники могли послушать в Саратовской государственной консерватории «Реквием» Моцарта в блестящем исполнении Саратовского губернского театра хоровой музыки под руководством проф. Л. А. Лицовой.
В этом году доклады конференции были посвящены роли Церкви в системе образования. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин в своем вступительном слове особенно сосредоточился на проблеме введения Основ православной культуры в школах. Как заметил Владыка, в настоящее время снизу, от родителей, раздается требование: «Нужно» - собираются десятки тысяч подписей в поддержку введения ОПК. А сверху, от властей и СМИ, формирующих «общественное мнение», звучит решительное «Нельзя». К культуре все чаще применяется ницшеанское определение - «по ту сторону добра и зла». Но для православного человека этический императив не может быть отменен. Мы не можем разделить свою жизнь на пребывание в храме и вне его, быть разными людьми в разных ролях.
Церковь в университетах: история и перспективы на будущее
После приветствий официальных лиц - А. В. Коновалова и А. Г. Бабичева - слово было предоставлено настоятелю храма св. мц. Татианы протоиерею Максиму Козлову. Его рассказ был посвящен присутствию Церкви в высших учебных заведениях до революции и в наше время, а также перспективам сотрудничества с вузами. В настоящее время, - посетовал отец Максим, - Церковь гораздо легче допускают в низы общества. В местах лишения свободы сейчас открыто уже более 500 храмов, а в вузах - только около тридцати. Нисколько не умаляя важность работы с заключенными, будущее страны хотелось бы все же связывать не только с оканчивающими срок и, несомненно, перевоспитанными в домовом храме при зоне правонарушителями, но и с выпускниками высших учебных заведений.
В XIX веке во всех пяти исторических вузах России были домовые храмы и богословие преподавалось в обязательном порядке. Результат этого, разумеется, не был автоматически положительным. Знаменитые русские революционеры изучали Закон Божий в гимназиях и теологию в университетах, что не помешало им стать ни атеистами, ни богоборцами. Но, признавая это, мы должны признать и то, что знание все-таки важно, в том числе и знание основ религии. Многие антицерковные высказывания в современном обществе, равнодушие к религии, странные для православного человека аргументы против введения ОПК часто имеют своей основой незнание даже азов учения Церкви.
Неслучайно Синод прикладывал все усилия, чтобы дореволюционные кафедры богословия в университетах были заняты выдающимися учеными и проповедниками. В Московском университете это были прот. Петр Терновский, прот. Николай Сергиевский и прот. Николай Елеонский.
В то время преподавателям догматического и нравственного богословия вменялось в обязанность также чтение курсов по церковной истории, праву и философии (прот. Петр Терновский читал сразу шесть курсов), то есть священники оказывались едва ли не самыми загруженными преподавателями университета. Причем Церковь никогда не стремилась к узурпации философского знания, и отец Петр неоднократно просил о разделении преподавания философии и богословия в ведомство разных кафедр. Прот. Николай Сергиевский оживлял свои лекции, не боясь обсуждать со студентами интересующие их вопросы современности. Не беспокоился он и о том, что философское рассмотрение той или иной проблемы может повредить думающему человеку. Он разбирал на своих лекциях учение Людвига Фейербаха, последовательно полемизируя с его материализмом. Отец Николай писал о том, что очень важно помнить сейчас, когда люди приводят такие аргументы в защиту ОПК и богословских дисциплин, с которыми трудно согласиться. Он считал, что богословие нельзя преподавать для того, чтобы достигать внешнего общественного порядка и смягчать порывы учащегося юношества. Богословие ценно само по себе, его нельзя воспринимать как инструмент для воспитания и поддержания общественной нравственности.
Сотрудничество Московского университета и Московской духовной академии в ходе истории менялось качественно, но не прекращалось вовсе. Если до революции академия давала преподавателей и студентов университету, то в ХХ веке университет дал множество преподавателей и студентов Академии. В настоящее время связующим звеном между МГУ и МДА является храм святой мученицы Татианы.
На самом деле, отметил отец настоятель, присутствие Церкви в вузах в виде домовых храмов не вполне юридически понятно. Есть такие законы, в соответствии с которыми это следовало бы пресекать, а есть такие, по которым это вполне допустимо. Статус теологических факультетов в светских вузах тоже не до конца определен. Нужно точнее обозначить, какими возможностями контроля должны располагать конфессии по отношению к теологическим факультетам. В католических странах разработана система двойного лицензирования: человек, преподающий богословие в вузе, сдает экзамены и в государственных, и в церковных структурах, получая двойную аккредитацию. Следует ввести подобную систему и у нас, чтобы теологические факультеты не стали местом воспитания людей странных воззрений.
Отец Максим отметил некоторые подвижки в процессе получения государственной аккредитации духовных школ. Опираясь на слова Дмитрия Медведева, произнесенные во время встречи с корпорацией Московской духовной академии, он рассказал о том, что аккредитация курсов духовных семинарий не означает приложения к ним светских стандартов теологических специальностей. Диплом государственного образца, хоть и без герба, духовные школы вскоре, надо надеяться, начнут давать.
Взаимодействие МДА и МГУ может стать примером сотрудничества в наше время. Теологического факультета в Московском университете нет, нет и цели его открыть. В 2005 году, юбилейном для обеих высших школ, был подписан договор о сотрудничестве, предполагающий обмен преподавателями, взаимное присутствие студентов на лекциях, помощь в издании учебников и пособий, взаимную подготовку специалистов. Не будет богословского факультета - но нужны такие специализации на гуманитарных факультетах, которые будут расширять область церковного знания. Пример такой специализации - отделение византийской и новогреческой филологии на филологическом факультете МГУ. Ведь византийская словесность - почти исключительно святоотеческие творения. На историческом факультете открыта кафедра истории Русской Церкви - и батюшка отдельно отметил, что для ее открытия необходимо было качественно изменить ситуацию в большом Ученом совете МГУ. Планируется открытие кафедры истории церковно-государственных отношений на юридическом факультете.
Генеральный директор государственного музея имени Радищева Т. В. Гродскова рассказала о той роли в сохранении церковных ценностей, которую сыграли музеи в период существования богоборческой власти.
Проректор Саратовского государственного университета А. П. Мякшев говорил о том, что для преодоления кризиса идентичности, который существует в настоящее время в России, необходимо соединение двух ценностей - Православия и патриотизма. Особенно актуально это в связи с активностью мусульман в России.
Нельзя упаковать все возможности мировоззренческого выбора в одну коробку
Протоиерей Всеволод Чаплин в своем докладе «Церковь и образование: вместе или врозь? Мировой опыт, церковно-государственный диалог, общественная дискуссия» доказал правовую возможность введения в школах Основ православной культуры. Международное право признает за родителями право определять мировоззренческие установки их детей и право на образование, соответствующее сделанному в семье религиозному выбору. Школа должна не навязывать мировоззрение, а приспосабливаться к тому, что уже существует в семье. Есть, конечно, в настоящее время «педагоги-новаторы», которые утверждают, что школа должна освобождать детей от влияния семьи и от предрассудков их родителей. В пример такого «новаторского» подхода были приведены высказывания Александра Адамского.
В Европе путем проб и ошибок найдена оптимальная модель отношений Церкви и государства: родители могут выбирать между несколькими религиозными курсами и светской этикой в школе, но при этом данный учебный час является обязательным. Выбор предоставляется обычно между 6-7 религиями. Тот путь, который сейчас обсуждается в России - объединить разные учения в одном предмете, - был уже опробован в Норвегии. Разработанный в этой стране курс «Государство, религия и философия» о разных вариантах мировоззренческого выбора был успешно оспорен в суде. «Нельзя упаковать все в одну коробку», - подытожил отец Всеволод.
Проблема, с точки зрения прот. Всеволода Чаплина, усугубляется тем, что вакуум духовных знаний никогда не бывает абсолютным. Если лишить человека вертикального измерения жизни, то сколько бы у него ни было еды и денег, чего-то ему будет недоставать. Вакуум не может не заполниться теми или иными влияниями, в том числе экстремистскими и разрушительными. Дискуссия об ОПК - это как раз диалог о том, как заполнить такой вакуум.
Отец Всеволод напомнил, что в Конституции РФ ничего не сказано об отделении школы от Церкви. Те чиновники и журналисты, которые повторяют это утверждение, на самом деле ссылаются на ленинский декрет, отраженный в Конституции СССР, но не в российской. Может быть, эти чиновники до сих пор не удосужились прочесть последнюю?
Те, кто говорят, что в многокофессиональном государстве все религии должны отсутствовать в системе образования, просто лукавят. Гораздо логичнее обеспечить присутствие всех конфессий. Ведь школа в любом случае предельно идеологизирована, даже если по совету г-на Адамского вводить идеологию радикального отказа от патриотизма. Это - тоже идеология.
В школах на данный момент навязывается идеология вседозволенности: что ребенку нравится, то и хорошо. Чем меньше нравственности - тем меньше комплексов. Это не нейтралитет, а определенная идеология, и родители имеют право отказаться от такого воспитания для своих детей. За истерикой противников Основ православной культуры, по мнению отца Всеволода, скрывается следующее: те, кто пытался прийти к власти над умами детей России, «освободить» их от морали и патриотизма, чувствуют, что свою власть они потеряли.
В связи с приведенной прот. Всеволодом аргументации противников ОПК, часто скатывающейся до уровня «Почему? - Потому!» и «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда», Владыка Лонгин поделился с аудиторией воспоминанием о том, как в бытность помощником эконома Троице-Сергиевой Лавры в начале 90-х годов ушедшего века он должен был вести переговоры с Александром Яковлевым о создании православного канала на телевидении. Тогда же Владыка впервые услышал такие знакомые сегодня аргументы: «У нас многоконфессиональная страна... а что мусульмане скажут...» Но когда г-н Яковлев устал беседовать на эту тему, он стер с лица остатки дружелюбия и сказал отчетливо: «Слушайте, молодой человек. Мы вам времени на телевидении не дадим». Таким образом точка в том разговоре была поставлена на много лет.
Элита и масса, риторика и факты
Архимандрит Никон (Лысенко) в докладе «Проблема массовой, элитарной и народной религиозности в современном обществе» сосредоточил внимание на основной черте массовой психологии нынешнего человека: стремлении к комфорту и снятию с себя ответственности. В Православии, в отличие от протестантизма, нет противопоставления частного духовного опыта общему. Духовный опыт «элиты» - архиереев, монашества, по призванию - также приходского духовенства - продолжается в опыте масс. Преодолевается тенденция к приватизации духовного опыта.
Руководитель Православной классической гимназии в г. Тольятти прот. Димитрий Лескин проанализировал современную полемику вокруг преподавания религиозных дисциплин в школе и сопоставил российскую ситуацию с зарубежным опытом. По мнению отца Димитрия, мы не имеем права на пессимизм, несмотря на ужасающую демографическую статистику. Риторика в стране уже изменилась - теперь нужно, чтобы факты с ней совпали. Тенденции в этой стране творим мы, - подытожил отец Димитрий.
Хочешь узнать свои грехи - послушай ближних
В президиуме конференции разгорелась дискуссия о «письме десяти академиков» и преподавании Основ православной культуры. Отец Максим Козлов напомнил святоотеческое правило: хочешь узнать свои грехи - послушай ближних. Мы с академиками не согласны, но имеем права просто отмахнуться. Их мнение основано на том, что от лица Церкви абы кто абы что и абы где говорит. По прессе действительно создается впечатление об агрессивной массе малообразованных людей. От лица РПЦ должны говорить только ответственные и адекватно подготовленные люди. Претензии к ОПК, по мнению отца Максима, также пока к сожалению обоснованы, поскольку мы еще не предъявили обществу ни блестяще написанных учебников, ни достаточного количества хороших преподавателей.
Владыка Лонгин возразил отцу Максиму: «письмо десяти академиков» написано вовсе не ими, это «прямая заказуха», сфабрикованная врагами Церкви, с точки зрения которых единственное доброе дело, которое Церковь может сделать, - это самоликвидироваться.
Прот. Всеволод Чаплин добавил, что, хотя и делается много ошибок, это не значит, что ничего не нужно делать вовсе. Если 25 лет готовиться к введению ОПК - за это время погибнет Россия. Но ошибки надо научиться не замалчивать, а исправлять в работе. Не нужно запрещать священникам высказываться в прессе, но следует честно давать им оценку: указывать, где тот или иной священнослужитель был не прав.
Воспитывать Кириллов и Мефодиев для Китая
После дискуссии заседание продолжилось докладом священника Александра Шестака, заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Отец Александр поделился методическими разработками по преподаванию ОПК курсантам и слушателям военных учебных заведений.
Пленарное заседание завершилось докладом руководителя информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи РПЦ диакона Михаила Першина «Миссия к молодежи в эпоху глобализации: стратегия Церкви». Отец Михаил рассказал собравшимся о мулле, который не строит мечети, но издает миссионерскую газету - настолько миссионерскую, что даже слово «Аллах» там заменяется на слово «Бог». И этот мулла очень рад, что Православная Церковь строит храмы: в результате у нее не хватает ресурсов на миссию, так что через 30 лет к этим храмам можно будет просто пристроить минареты. Чтобы этого не случилось, нужно уже сейчас преодолевать проблемы, существующие в области внутренней миссии. Нужно разрабатывать алгоритмы, например работать с будущими мамочками в женских консультациях, побуждая их крестить детей и воцерковляться самим. Нужно перенимать удачные опыты, например организации детской комнаты при храме у отца Алексия Уминского. Нужно помочь детям дожить до своих детей - ведь едва ли не половина россиян умирает в возрасте от 14 до 27 лет. Одна из возможностей повзрослеть, не погибнув, - «следопыты», русский аналог скаутского движения. Кто научится выживать на природе - выживет и в бизнесе.
Миссия - дело затратное, и целиком поручить его епархиям было бы неразумно. Нужно создавать организации с общественным статусом - это позволит привлекать нецерковные деньги на церковные цели.
Особенное воодушевление вызвала у аудитории идея отца Михаила Першина о том, что Господь послал к нам в Россию самых талантливых студентов из Китая, Кореи, Японии, Мьянмы. Они могли бы стать Кириллами и Мефодиями у себя на родине, если бы встретились «не со скинами и ментами, а с нами». Уже изданы последования литургии, параллельные молитвословы на русском и китайском, русско-китайский словарь религиозных терминов.
К сожалению, на пленарном заседании не осталось времени на обсуждение проекта резолюции чтений. Впрочем, этот проект был роздан всем участникам с призывом вносить свои предложения. Конференция продолжилась круглым столом на тему «Церковь и молодежь: точки соприкосновения». На второй день конференции планировалась работа секций «Ценностный мир человека: актуальные проблемы ХХI века», «Церковь в пространстве истории», «Роль христианства в мировой культуре» и «Православная культура и образование».
Владыка Лонгин отметил, что проведение чтений в разные годы характеризуется разной степенью торжественности. В прошлом году эта мера была большей, чем в этом, но в следующем, когда будет отмечаться пятнадцатилетие со дня кончины архиепископа Пимена (Хмелевского), чтения снова будут носить более торжественный характер.