«Державная» икона Божией Матери: каждый может прославить Бога своей жизнью
Державная икона Божией Матери | ||
Чем я, такой, каким я есть, могу своей жизнью исполнить волю Божью? Звучит это очень высоко, но ведь воля Божья может проявляться не только в каких-то глобальных событиях, для того, чтобы ее исполнить, не всегда нужно принимать явно судьбоносные решения. Божий замысел о нас может проявляться и в мелочах, в, казалось бы, незначительных событиях.
Так было и столетие назад, 15 марта (а по старому стилю 2-го марта) 1917 года, когда случилось то, что веками казалось невероятным: Россия перестала быть самодержавной монархией, царь Николай II подписал отречение от престола. Что в сравнении с этим и другими нерадостными событиями того времени могли значить два сновидения крестьянки Евдокии, заставившие ее на три недели потерять душевный покой и усердно молиться Богу, прося Его яснее указать Свою волю?
Евдокии приснилось, что чей-то голос, обращаясь к ней, произнес: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». После двух недель усиленных молитв Богу и Пресвятой Богородице, в которых она со страхом и любовью просила объяснить значение этих слов и яснее указать ей, что нужно сделать, Евдокия увидела второй сон. Белая церковь, а в ней величественно восседает женщина, в которой своим сердцем Евдокия признает и чувствует Царицу Небесную.
Будучи не в силах забыть увиденное, в трепете, она отправляется в село Коломенское — может быть, там, с помощью Божьей, она поймет, что же означают эти странные сны. Придя в Коломенское, она без труда нашла белую церковь из своего сна — Вознесенскую (она сохранилась) — и отца настоятеля. Услышав рассказ Евдокии, отец Николай предложил вместе поискать в храме похожую икону. Но в церкви, даже в алтаре, ничего подобного не было.
Обыскав все, только в чулане, среди старых досок, в пыли, нашлась наконец большая узкая почерневшая от времени икона. Когда ее очистили от многолетней пыли, стало ясно, что эта та самая икона — на ней была изображена Богородица, как Царица Небесная, восседающая на царском троне в красной порфире, с короной на голове, со скипетром и державой в руках. На коленях — благословляющий Богомладенец. Взгляд Божией Матери был непривычно для Ее икон строг.
На фоне скорбных событий этого и последующих дней февраля-марта 1917 года весть о явлении на Русской Земле новой иконы быстро разлетелась по всей стране: в Коломенское стали стекаться люди, а вскоре и сама икона стала «путешествовать» по окрестностям, только по воскресным и праздничным дням возвращаясь в Коломенскую церковь. В остальное же время икону возили для поклонения и укрепления верующих по близлежащим селам.
Вскоре была составлена служба и акафист «Державной» иконе Божией Матери. Замечательно, что в их написании принимал участие и святой Патриарх Тихон. И до сегодняшнего дня верующие с любовью чтут «Державный» образ. Во многих московских церквях иконе служат акафисты. В университетском храме мученицы Татианы с первых дней его открытия молебен с акафистом совершался каждую пятницу (лишь с прошлого года он служится раз в две недели попеременно с акафистом иконе «Всецарица»).
По-разному толкуют явление «Державной» иконы на Руси. Кто-то видит в нем благословение Божье на возрождение монархической государственности в России, кто-то, наоборот, указание на то, что христианство не связано ни с каким государственным строем преимущественно, истинное Царство — на небесах. Но каждый человек, независимо от политических убеждений, вспоминая в этот день крестьянку Евдокию, нечаянно прославившую Бога явлением иконы, может задуматься о месте Бога в своем сердце. С помощью поста и молитвы прояснить свою душу и подумать, как же в своей жизни я могу исполнить волю Божью и приблизиться к Небесному Царю.
Читайте также:
Почему Великим постом поминают усопших?
День памяти святого Трифона
О празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы