Адриан: "Настоящее колядование - это искренняя радость"
|
Адриан |
Мое воцерковление началось 15 лет назад и было сопряжено с пением на клиросе. Я тогда начал открывать для себя мир Православия, в первый год услышал колядки - и сразу в них влюбился. На следующий год я уже стал готовиться к Рождеству заранее: собирать тексты, разучивать. Потом каждый год ходил колядовать.
А в 98-м году я попал на работу в подмосковную православную школу, где этот навык спонтанных колядований очень пригодился, колядки ведь на самом деле очень нравятся детям, подросткам... Само собой получилось, что колядование стало одной из любимых традиций нашей школы. Мы готовимся, а в праздник с мешками идем в ближайшие дома и колядуем.
Первые года два люди, к которым мы приходили, ничего не понимали, да и мы были достаточно робки, так что половину колядок пропевали в закрытые окна и двери. Поэтому теперь, подходя к дому, мы громко скандируем. «Добрый вечер тому, кто в этом дому!», чтобы народ оживился и хотя бы выглянул посмотреть, что тут такое происходит. Когда наше колядование вошло в привычку, люди стали даже готовить нам подарки, всякие сладости-конфетки.
|
На одном из концертов |
В последнее время среди некоторых как бы «особо образованных» православных людей появилась тенденция отвергать все народные традиции, потому что это якобы язычество и надо вернуться к первоначальному, чистому христианству.
Однако многие народные традиции освящены Церковью. И надо жить ими, беречь эту важную часть родной культуры.
Конечно, существуют чисто языческие колядки. Их мы принципиально не поем. Петь колядки ради колядок - это тоже своего рода перегиб в сторону «искусства ради искусства», того, чем занимаются многие фольклорные ансамбли.
Нам же важна именно живая традиция, во главе которой стоит Христос.
В Сочельник меня особенно завораживает рассказ о волхвах. Они же ведь, когда шли, о чем-то разговаривали, в пустыне, у костра... Волхвы - это очень мощный образ! И когда мы идем колядовать, пребываем в особенном пространстве, в котором я субъективно ощущаю отблеск этого путешествия волхвов. Только отблеск, но это удивительное переживание!
|
Юлия Теуникова, Ольга Арефьева и Адриан |
Есть очень красивые кельтские колядки. Одну из них мы перевели и будем петь на концерте вместе с Ольгой Арефьевой. В общей массе западные народы отошли от литургической традиции и колядки, как и другой фольклор - последнее, за что они держатся как за то, что их идентифицирует.
А вот, к примеру, у сербов народная традиция живет внутри и обычаи для них - естественная часть жизни. У них ведь и при коммунизме сохранилось довольно многое, например, даже члены партии праздновали Славу - аналог именин.
На Украине колядки не прекращались никогда, поэтому украинские колядки сегодня составляют немалую часть репертуара большинства колядовщиков. Русские мне передавали в основном те, кто сохранил традицию, оставался верен христианству даже в советские времена. Были записи у некоторых стареньких батюшек. Помню, один раз приехал человек, который восстанавливал пение в Киево-Печерской Лавре. Мы с ним сели, начали петь... И он запел удивительные колядки, которые я тут же записал. Наверное, единственная моя заслуга в том, что я не упускал момента сделать себе экземпляр записи. Так и собирал, как говорится, с миру по нитке.
У нас колядует в основном церковный народ, так что, получается, колядки - часть скорее церковной, чем народной традиции. Есть хорошая инициатива, когда молодежь или детки начинают петь колядки прямо после службы во дворе храма, встречая выходящий из храма народ. Знаю реальную историю о том, как один подросток наколядовал денег и купил мобильный телефон.
|
Адриан и Ольга Арефьева |
Но надо признать, что не все умеют правильно преподносить народную песенную культуру. Если исполнять колядки ради колядок, организованно, у нас получится не праздник, а мероприятие, в котором люди формально участвуют, но не веселятся по-настоящему. А настоящее колядование - это живое переживание, искренняя радость, которая должна происходить по велению сердца, а не по регламенту! Важно еще правильно выбрать репертуар. Есть колядки заводные, задорные, которые как раз нравятся молодежи, подросткам!
Многие рок-музыканты активно используют традиционные мотивы, образы, можно сказать, «переводят» народные мелодии на язык рока. Если это делается не елейно и нет перекосов в сторону «утяжеления», это - то, что нужно. Именно такая форма и будет «цеплять» современного слушателя, потому что она привычнее для молодежного уха. Но здесь очень важен один существенный момент: необходимо выбирать для обработки и исполнения на концертах именно народные, а не богослужебные песнопения.
Такой «перевод» нужен и самим музыкантам, потому что первоначально так легче познакомить человека с народной культурой. Я 11 лет работаю в школе куратором по воспитательной работе и вижу, что это дает свои результаты. К сожалению, усиленный ритм для молодежи - признак естественности, неформальности... Но это ведь можно использовать и даже в своего рода миссионерских целях знакомства с родной культурой.
Традиционная песенная культура может стать частью нормальной жизни, когда будет преподноситься не на уровне попсы. Донести эту культуру до тех, кто даже не знает о ней и никогда не попадет на камерный концерт или не встретит колядовщиков, могло бы телевидение, но пока этого не происходит.
А люди-то готовы к встрече с настоящей песенной народной традицией. Где бы я ни начинал петь, это всегда звучит для людей как некое откровение. Все внутри у людей реагирует, отзывается, потому что они узнают родное, свое. Не хватает только канала, по которому эта музыка сможет дойти до массы людей.
Возможно, конечно, что возрождение традиций должно идти не сверху, а снизу, но это локальный и довольно медленный процесс. К сожалению, время работает не на нас.
За предоставленные фотографии редакция благодарит Адриана.