Рождественские традиции Московской духовной академии
- Отец Антоний, как проходит празднование Рождества в Московской духовной академии?
- Есть некоторые традиции, которые в Академии уже устоялись. Во-первых, все студенты, которые обучаются у нас в Московских духовных школах, празднуют Рождество именно в Академии. Дело в том, что у нас своеобразная система рождественских каникул. Общее количество студентов делится на две половины. Первая половина студентов уезжает на каникулы в конце декабря и возвращается в Академию примерно 5 января. Рождество мы все проводим вместе здесь, в Академии. А 9 января уже вторая половина студентов уезжает на каникулы. Речь идет о студентах семинарии и академии, а также об учащихся регентской и иконописной школ.
Еще одна традиция, связанная с Рождеством, заключается в том, что все студенты накануне этого великого праздника причащаются Святых Христовых Таин. Вообще, в течение года есть несколько дней, в которые все студенты семинарии и Академии причащаются все вместе. Это не значит, что они должны подойти к Таинству в обязательном порядке, но это традиционно устоявшиеся в дни, в которые в Таинстве Евхаристии мы свидетельствуем о том, что келья преподобного Сергия (как называют Московские духовные школы) действительно едина и все те, кто обучаются в МДА, пребывают в этом внутреннем единстве. В предрождественские дни день общего Причастия выпадает на Рождественский сочельник, утро 6-го января. Служба в сочельник Рождества в Академии очень трогательна - по окончании заамвонной молитвы наш ректор, архиепископ Верейский Евгений, и преподаватели в священном сане выходят на солею и вместе со студентами и со всеми теми, кто в храме присутствует, слушают благодарственные молитвы по Святом Причащении, тем самым обозначая, что литургически все студенты и преподаватели наших школ едины.
- А почему такое «обязательное» Причастие происходит 6-го января, а не на само Рождество?
- Академическое богослужение славится торжественностью, многие паломники хотят на него посмотреть, и 7-го января, в самый день Рождества, в академический храм приходит много людей, причем не только жителей Сергиева Посада. Люди приезжают из Москвы и других городов. На Рождество в Академии бывает много гостей, которым нужно оказывать внимание, и студенты бывают задействованы на различных послушаниях. Подготовиться к Причастию бывает затруднительно. Поэтому в качестве дня общего Причащения и был выбран сочельник, день, который имеет непосредственное отношение к празднику Рождества, но намного более спокойный, чем само Рождество.
- И исповедь когда проходит?
- Накануне.
- Сколько же часов она занимает?
- Дело в том, что 5-го января к нам в академический храм до начала вечернего богослужения, примерно в час дня, приходят лаврские духовники - те иеромонахи и архимандриты, которые обычно исповедуют паломников в надвратном Иоанно-Предтеченском храме. Они исповедуют студентов и преподавателей, которые этого желают. Сам владыка ректор тоже исповедуется у одного из духовников. Продолжается исповедь около 2-3 часов.
- А что происходит в сам праздник Рождества?
- Традиционно в течение уже нескольких лет 7-го числа около полудня в Большом актовом зале Академии начинается рождественское представление для сергиево-посадских детей, организованное наиболее одаренными в артистическом плане студентами. Каждый ребенок их семьи, проживающей в Сергиевом Посаде, имеет возможность прийти и посмотреть этот рождественский спектакль. Представление бывает два дня – 7 и 8 января. В какие-то годы показывают один и тот же спектакль, в какие-то – два разных. Я в свое время участвовал в одном из таких спектаклей, который был поставлен по сказке Андерсена «Снежная королева». Причем для постановки использовался оригинал сказки, не сокращенный советской цензурой. Дело в том, что советские редакторы вырезали из повествования некоторые моменты, в частности, фрагмент о том, что Герда, чтобы разрушить стену и попасть во дворец Снежной королевы, читает молитву «Отче наш».
- А что еще происходит в Академии на Рождество?
- Наиболее активные и общительные студенты объединяются в группы и начинают колядовать. «Обязательные» места посещения колядовщиков – кабинет владыки ректора, кабинеты проректоров. Они также ходят к заведующим иконописной и регентской школ, духовнику нашей Академии архимандриту Илариону. Обычно колядовщиков ни владыка ректор, ни другие наши профессора не обижают. Наоборот, они ждут колядовщиков - у них в запасе есть шоколадки и другие подарки.
- Вы сами ходили колядовать?
- Ходил. Помню, мы зашли к отцу Илариону. Тот открыл заветный шкафчик. Достал целую стопку шоколадок и высыпал нам в мешок.
Но колядовщики ходят не только по Академии. Они еще посещают наш лазарет - зима же, кто-то непременно простужается и не может участвовать в празднике. Вот поющие и идут радовать больных и медперсонал, который за ними ухаживает. Обязательно ходят и на кухню поздравить поваров.
Ощущение праздника в Академии действительно есть.
Точно могу сказать, что общее причастие, которое происходит в сочельник, закладывает основу для того, чтобы праздник действительно был радостным. Смотришь на студентов и видишь, что, несмотря на продолжительный пост, есть силы радоваться.
- Когда в Академии проходит праздничная трапеза?
- Праздничная трапеза совершается сразу по окончании ночного богослужения. В ней принимает участие владыка ректор, отцы, которые участвовали в рождественском богослужении, и все студенты. Перед началом трапезы владыка ректор обязаельно поздравляет студентов с наступившим Рождестом.
- Колядования проходят на протяжении всех святок?
- Да. Организуются несколько групп, иногда вместе с семинаристами участие в колядовании принимают студентки регентской и иконописной школ. Колядуют не только в стенах Академии. Самые активные добираются до домов преподавателей МДА. Например, до дома заслуженного профессора Алексея Ильича Осипова - он всегда бывает очень рад, когда к нему приходят с колядками.
Приходят и к сергиево-посадскому духовенству, которое прямого отношения к Академии не имеет. Все обычно бывают очень рады этому празднику, который несут с собой наши студенты.
- Помните Ваше первое Рождество в Академии?
- Во-первых, я на первом курсе семинарии в результате распределения в первую половину каникул нес послушания и должен был ехать домой после Рождества. Так что для меня праздник Рождества означал, что моя «вахта» окончена, и я могу ехать домой. Во-вторых, на первом курсе я попал в театральную группу по организации детского представления. В тот год была постановка, связанная с Ильей Муромцем («Снежную королеву» ставили, когда я учился на 2-м курсе), и мне досталась славная роль юродивого, который посещает Илью Муромца, - было весело. Так что предрождественский период прошел для меня тогда под знаком подготовки к представлению.
Само богослужение запомнилось своей торжественностью, величием. Конечно, академическое богослужение во многом, если не во всем, является литургическим образцом. Все было действительно очень по-праздничному. Так что от первого академического Рождества у меня остались самые светлые воспоминания.